К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Сиди и смотри: почему у стриминговых сервисов большое будущее

Кадр из сериала «Твин Пикс»
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Почти 30 лет назад на главном российском телеканале, тогда он назывался «Останкино», состоялся премьерный показ культового сериала Дэвида Линча «Твин Пикс». Странные персонажи из американской глубинки и загадки мистического триллера об убийстве Лоры Палмер так меня поразили, что после окончания второго сезона я поехал на «Горбушку», где не сразу нашел этот сериал и воодушевленно купил 10 кассет VHS по 180 минут. Вспоминать об этом в 2022 году смешно. Сейчас, кажется, почти не осталось ценителей кинематографа, хранящих свои коллекции на физических носителях. В России есть полтора десятка онлайн-кинотеатров, где за минимальную плату и/или подписку можно в любое время посмотреть любой фильм или сериал в отменном качестве

Метания агента Купера я пересматривал, правда, всего пару раз и не целиком. Но важно было иметь саму возможность в любой момент насладиться любимым кино.

А сегодня рынок стриминговых видеосервисов стремительно растет: в 2016 году он составлял 8,3 млрд рублей, в 2021-м — уже 50 млрд рублей, а через пять лет, по оценке, он достигнет 100 млрд рублей. И пока есть платежеспособный спрос, экосистемы и независимые игроки уже застолбили для себя места в кино или спешат урвать лишний билетик.

«Сбер» развивает проект Okko, ради которого в 2020 году была куплена вся Rambler Group, у «Яндекса» есть «Кинопоиск», приобретенный еще в 2013-м. За последние пять лет видеосервисы появились у «Ростелекома» (Wink), «Мегафона» (Start), «Газпром-медиа» (Premier) и «Национальной медиа группы» (more.tv). МТС в 2021 году открыла кинотеатр Kion.

 

Однако №1 на рынке с долей около 25% до сих пор остается самый первый и независимый онлайн-кинотеатр ivi (выручка 2021 года — 12 млрд рублей), принадлежащий группе инвестфондов. В мае 2021 года у компании появились новые совладельцы: очередной раунд инвестиций в рекордные $250 млн возглавили банк ВТБ и компании Millhouse Романа Абрамовича и Invest AG его партнеров Александра Абрамова и Александра Фролова. ivi оценили в $1 млрд (почти по мультипликаторам мирового гиганта Netflix).

В 2022 году ivi занял 11-е место в нашем рейтинге 30 самых дорогих компаний Рунета (в 2021-м у него было 13-е место и $709 млн). В этом году выросла и оценка Okko (c $453 млн до $538 млн) и Megogo (с $209 млн до $270 млн), а совокупная стоимость участников рейтинга упала с $75,3 млрд до $58,5 млрд. Даже на падающем рынке бизнес стриминговых видеосервисов чувствует себя вполне уверенно.

 

Основной риск для независимых кинотеатров — недобросовестная конкуренция со стороны экосистем. Okko и «Кинопоиск» могут быть убыточными как бизнес-единицы, ведь их основная задача — удержание абонентов внутри «Сбера» и «Яндекса». «Некоторые игроки демпингуют цены на свой продукт», — осторожно говорит основатель и совладелец ivi ОлегТуманов. Впрочем, абонентам это только на руку.

Третий сезон «Твин Пикс» вышел в 2017 году, в России сериал показывали телеканал «ТВ-3» и онлайн-кинотеатр «Амедиатека». Я посмотрел его чуть позже, подписавшись на другой стриминговый сервис. «Во всем мире у стриминговых сервисов уже 1,3 млрд подписчиков, а у платного телевидения — 1 млрд. Революция уже произошла» — Туманов знает, о чем говорит.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+