К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Позвоню психологу: как психотерапия усложнила отношения работодателей с сотрудниками

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Если современный руководитель хочет и дальше понимать своих сотрудников, ему придется научиться понимать еще и их психологов. Психологический фон все чаще будет влиять на рабочие процессы, считает руководитель направления Менеджмент в «Яндекс. Практикуме» Иосиф Фурман

Шутка, что «в Москве ни одно решение не принимается без совета психолога», постепенно становится актуальной и для других городов-миллионников. Психологическая гигиена становится популярной — и это серьезный повод для гордости за медленно, но все же растущий уровень осознанности в России. Появляются новые сервисы-агрегаторы психологов, все больше курсов включают в себя психотерапевтические практики. Престиж профессии психолога растет

Путь к себе

Мы уходим потихоньку от представления — «если обращаешься к психологу — значит ты псих». Пожалуй, и практика, когда главным семейный советником был парикмахер или водитель, уходит в прошлое. Обсуждения с друзьями еще актуальны, но это скорее досуг, нежели системный поиск ответов на жизненные вызовы. Более того, миллениалы разглядели в самокопании новые источники вдохновения.   

Визитной карточкой при знакомстве становится опыт психотерапии, который у некоторых исчисляется уже годами. И поводом к такой длительной проработке все чаще выступает не какое-то травматическое наследие детства, пережитое насилие или утрата. Отнюдь. Скорее, потеря себя (и возможность разглядеть, обнаружить себя заново) в погоне за накоплениями, карьерой и обессиливающим потреблением.

 

Например, одна моя подруга, работающая в живой и насыщенной индустрии, призналась, что рабочие будни ей опостылели. И лишь в рамках работы с психологом она сама у себя вызывает искренний интерес. Последняя встреча с товарищем из топ-менеджмента прошла исключительно в обсуждении опыта его последнего цикла психотерапии. Рабочие темы, бывшие раньше предметом жаркого обсуждения, оказались куда менее захватывающими.

Практика психологической работы над своей жизнью с профессионалом характерна не только для миллениалов. Если предыдущее, более состоятельное поколение, занято нахождением себя после успешного штурма рынка труда, то поколению Z чужды комплексы по поводу обращения к психологу. Для них это сразу нормально. Они будто с рождения настроены на самокопание и предельно чутки к малейшим личностным проявлениям. Тут начинается самое интересное. 

 

Не получилось на работе — иди консультировать

Про «поколение снежинок» говорится достаточно много и часто. Центрация на себе, инфантилизация, в том числе и трудовых отношений — эта специфика до боли знакома действующим руководителям. Параллельным трендом становится и смена представлений о карьере — люди все больше переосмысливают баланс между работой и собственной жизнью, причем не в сторону работы. Все деньги не заработаешь, а живем один раз. И психологи в этом выборе и переосмыслении играют не последнюю роль. 

Как-то после рабочего фидбека в рамках ревью сотрудник поблагодарил меня и сказал, что это было полезно. И он проработает это со своим психологом. 

Другой коллега сообщил, что ему так нравится со мной работать, что он поднимет этот вопрос на ближайшей психологической сессии со своим терапевтом, мол, ему надо как-то структурировать эмоции. Третий намекнул, что они с психологом обсудили и пришли к выводу — пора просить повышения. Четвертый выгорел, но тоже после согласования со своим психологом. 

 

Эти кейсы заставили меня задуматься как руководителя как минимум о двух вещах: 

  • у сотрудников есть тот, кто системно влияет на мои отношения с ними, предлагая собственную парадигму происходящего («я буду говорить об этом только в присутствии своего адвоката» — это мы помним по американским фильмам, но тут речь про психолога);
  • как устроена система координат этого психолога? Иными словами, из каких вводных он исходит, когда помогает принимать решения и «увидеть ситуацию».

Понятно, что  работа с опытным психологом (как и с любым другим хорошим специалистом), стоит дорого. Но предположим, частично в силу дикости российского рынка (стать психологом и вести консультации в России сейчас может каждый, даже диплом не обязателен) есть доступные психологи, у которых меньше опыта и, вероятно, более грубые техники работы. 

Консультировать психологи начинают достаточно рано. Часто их опыт системной работы в компании куда меньше частной работы. В консультирование идут и те, кто попросту не ужился в компаниях или не увидел там для себя пути для развития. Не получилось на работе — иди консультировать. 

Поэтому с большой долей вероятности, далеко не все психологи, даже с опытом, хорошо представляют себе структуру трудовых отношений, корпоративные контексты и вообще палитру рабочих ситуаций. Особенности трудовых отношений в современных IT-компаниях, матричных структурах и бирюзовых подходах совершенно точно не разбираются на занятиях у будущих психологов. Поэтому найти специалиста, который хорошо бы понимал подобный рабочий контекст, и имел бы опыт консультирования внутри, крайне сложно. 

Зато у большой доли психологов, кто реально учился психологии, есть более системные представления о семейной терапии, психологии личности (той же специфике подросткового возраста и других стадий личностного становления) и профориентации. 

 

Это подводит нас к тому, что новый третий участник отношений «руководитель — сотрудник», привносит в них психологический контекст — семейный, личностного становления, травм и предельной центрации на себе, — но не парадигму рабочих отношений. Такой у него попросту нет. 

Разбираться придется глубже

Меняются отношения руководитель—сотрудник. Повсеместная проектная занятость позволяет сотруднику чувствовать себя куда более свободным, а у руководителя остается все меньше классических рычагов воздействия. Что неплохо (по крайней мере для сотрудника), так как это переход к концепции партнерских трудовых отношений от власти найма. Концепция карьеры как линейного корпоративного роста внутри компании или даже индустрии стремительно уходит в прошлое

Параллельным трендом является повышенный интерес к личности, к себе у всех — от начинающих менеджеров до топов. И, как следствие, повышенная тревожность и требование к безопасности окружения. Активное участие в систематизации этого запроса на безопасность принимают психологи — перенося объяснительные концепции семейной и личностной терапии в рабочий контекст.

Атмосфера психологической консультации, — где клиент окружен профессиональной заботой, где главный фокус — его боли и запросы, где любая с виду небольшая эмоция может оказаться значимой в масштабах персонального восприятия, и никто не должен подвергать эту значимость сомнению, — переносится на отношения с руководителем и коллегами. 

 

Это значит, что от современного руководителя скоро потребуется не только коучинг и поддерживающая обратная связь. Поверхностные психологические техники могут лишь временно отодвинуть назревающую пропасть языков и подходов. Разбираться придется глубже. Если вы хотите и дальше понимать своих сотрудников, логику их восприятия и то, как они видят происходящее, вам придется научиться понимать их психологов.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+