К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Фонды нового типа: как технологии меняют венчурную индустрию

Фото Arne Dedert / picture alliance via Getty Images
Фото Arne Dedert / picture alliance via Getty Images
Финансируя прорывные технологии, сама отрасль венчурных инвестиций десятилетиями оставалась неизменной. В нее было сложно войти, еще сложнее было удержаться. Но 2021 год во многом стал поворотным. Алан Ваксман, основатель и управляющий партнер Digital Horizon, рассказывает о том, как меняются правила игры и бизнес-модели на венчурном рынке

Сегодня венчурных денег много как никогда: по данным CB Insights, мировой объем венчурного финансирования в 2021 году достиг рекордного уровня в $621 млрд. Это в два с лишним раза больше, чем годом ранее. Количество сделок выросло с 26 500 до 34 600. В полтора-два раза увеличился и средний размер раундов: для ранних стадий — до $3 млн, для средних — до $30 млн, для поздних — до $50 млн. 

Все это стало возможно благодаря трансформации некогда закрытого венчурного рынка, который сейчас стремительно эволюционирует. Более демократичный формат работы, переход к мультистадийной стратегии и усиление индустриальной экспертизы — вот что отличает фонды нового поколения. 

Демократизация венчура

Упрощение доступа к капиталу  —  один из основных драйверов изменений на венчурном рынке. Он особенно важен в условиях, когда технологический бизнес все дольше остается частным и при этом нуждается в повышении ликвидности. 

 

Демократизация доступа к капиталу происходит как по отношению к инвесторам, так и для стартапов. С одной стороны, растут такие технологические решения, как маркетплейсы акций непубличных компаний EquityBee или Carta X, которые решают основную проблему инвесторов-покупателей — помогают находить продавцов акций непубличных компаний и оформлять сделки. С другой — появляется все больше альтернативных инструментов для привлечения финансирования, позволяющих пополнять оборотные средства без размывания долей основателей. Например, платформы для финансирования SaaS-компаний под их текущую прибыль, обеспеченную годовыми подписками. Так работают Pipe, Requr и некоторые другие. Похожую модель используют решения для финансирования маркетинговых кампаний в e-commerce, такие как Ritmo и Viceversa

Повышение ликвидности активов, продвигаемое новыми технологиями, ускоряет всю венчурную экосистему и подталкивает классические венчурные фонды к пересмотру принципов своей работы.

 

Переход к мультистадийности 

Сегодня все больше фондов отступают от классической модели с 10-летним сроком инвестирования и специализацией на компаниях ранних, средних или поздних стадий. Так, в 2021 году один из крупнейших венчурных фондов в мире Sequoia Capital объявил о том, что создает новую структуру. Теперь все деньги будут поступать в единый Sequoia Fund, который, в свою очередь, будет их перераспределять по субфондам. По сути, это мультистадийная модель, которая позволит Sequoia управлять капиталом инвесторов и после выхода портфельных компаний на биржу. 

Инвестирование в технологические компании на разных стадиях помогает венчурным фондам получить максимум преимуществ — проверено на собственном опыте. Ранние стартапы могут вырасти в десятки раз, но ждать придется не менее пяти-семи лет. На поздних стадиях рост замедляется — оценка в среднем увеличивается в три-пять раз, но зато возврат инвестиций происходит за год-два. В итоге мультистадийный фонд дает высокую доходность в долгосрочной перспективе, при этом первые поступления начинаются практически сразу. Это особенно важно для новой волны инвесторов, которые пришли в венчур.

В то же время нельзя забывать, что доходность любого фонда зависит в первую очередь от успеха его портфельных компаний. Мультистадийный подход требует от фондов нового уровня экспертизы, а также смелости взять на себя больше ответственности — как перед инвесторами, так и перед портфельными компаниями.

 

Венчурное строительство

«Что вы можете дать моему бизнесу, кроме денег?» — этот вопрос задает практически каждый фаундер. Сегодня фонды бьются не только за привлечение средств инвесторов, но и за право вложить деньги в лучшие технологические проекты. При этом постоянно приходится доказывать, что команда фонда не просто умеет анализировать бизнес-модели, а действительно разбирается в конкретной отрасли и сотрудничество с фондом будет лучшим выбором для развития конкретного бизнеса. 

Наличие глубокой индустриальной экспертизы — признак ответственного отношения венчурного фонда к своим обязательствам. Чтобы разговаривать с фаундерами на одном языке и подкреплять свои обещания реальными действиями, венчурные фонды все чаще выбирают специализацию на двух-трех отраслях, а также развивают вспомогательные бизнес-компетенции. 

Например, основанный известными инвесторами Марком Адриссеном и Беном Хоровицем фонд A16Z усиливает управленческие компетенции и поддерживает портфельные компании с помощью маркетинговых, юридических, технических ресурсов и деловых связей, превращаясь, по сути, в венчурную корпорацию. Другие игроки открывают венчурные студии вне периметра фонда и оттачивают бизнес-процессы, необходимые для быстрого запуска и масштабирования технологических проектов. Второй вариант позволяет командам венчур билдера и фонда обмениваться экспертизой и ресурсами, но при этом работать независимо.

Венчурный рынок меняется, не оставляя участникам иной возможности, кроме как эволюционировать вместе со всей экосистемой. Чтобы преуспевать в новых условиях, многим игрокам придется пересмотреть свои подходы к работе и то, какую ценность они приносят инвесторам и портфельным компаниям. Венчурный фонд нового поколения — это не просто «мешок с деньгами», а сервисная компания, у которой есть экспертиза и деньги, чтобы быстро развивать технологические бизнесы, меняющие целые отрасли, и зарабатывать на их успехе. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+