Главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис сменил много менеджерских ролей. Был директором «Самарского торгового дома», вице-президентом АвтоВАЗбанка, арбитражным управляющим, затем председателем совета директоров компании «Авиакор» (производитель Ту-154 и Ан-140) и одновременно вице-президентом Альфа-банка. В конце 1990-х он остановился на розничной торговле. Лев Хасис считает, что карьерный путь менеджера или эволюция бизнесмена складываются из компромиссов и дело не только в умении налаживать отношения вовне и внутри компании. Даже выбор направления карьеры — это своего рода компромисс.
О прошлом нельзя говорить с сожалением — все, что ни делалось, было к лучшему. Вчерашний день не изменишь, менять можно только завтрашний. Но менять его — значит выбирать, в каком направлении идти. Каждый миг мы находимся на «развилках», и от наших действий зависит будущее.
Когда я в 1999 году ушел из «Авиакора» (контроль над предприятием получила группа Олега Дерипаски, и мы с ним не смогли договориться о сотрудничестве), я размышлял, чем бы заняться дальше. Я хорошо помню встречу с Михаилом Фридманом, на которой он говорил о перспективах ритейла, — на меня она произвела глубокое впечатление. С тех пор я фокусируюсь на всем, что касается розницы. А если бы мы договорились с «Русалом» — «Авиакор», возможно, сейчас бы конкурировал с Boeing.
Переехав в Москву и став членом совета директоров «Перекрестка», я пошел по пути наемного менеджера. Хотя в том же 1999 году Андрей Рогачев в Санкт-Петербурге открыл первый магазин «Пятерочка». И уже в 2005 году «Пятерочка» обогнала «Перекресток» по масштабу, темпам роста и т. д. Думаю, стартовые условия, инвестиционные возможности в конце 1990-х у нас с ним были похожие. Но каждый из нас выбрал то, что выбрал.
В 2000-2006 годах, помимо «Перекрестка», я вместе с партнерами осуществил несколько проектов: консолидацию, управление и продажу контрольных пакетов акций ЦУМа и ГУМа, создание розничных сетей «Глобус Гурмэ» и «Дейли». В 2006 году состоялось слияние «Перекрестка» и «Пятерочки», и акционеры предложили мне должность главного исполнительного директора X5 Retail Group. С условием — я должен буду либо выйти из конкурирующих бизнесов, либо не участвовать в их управлении. Я продал свою долю в сети «Дейли» и передал в трастовое управление свой пакет акций компании, владеющей «Глобус Гурмэ».
Я снова предпочел менеджерский путь. Нехорошо говорить в сослагательном наклонении, но, может быть, я бы гораздо больше заработал, занимаясь своим собственным бизнесом. Но я ни о чем не жалею. В X5 Retail Group у меня появилась возможность удовлетворять свои амбиции с точки зрения управления большой системой. И тут мы подходим к ключевому моменту — моральному и интеллектуальному удовлетворению. Мне всегда был интересен масштаб деятельности, а не только то, сколько я смогу заработать. Я руководствовался этим и когда приходил в «Авиакор», и когда перешел в «Перекресток».
Выбор направления карьеры — это одновременно эмоциональное и рациональное решение. Выбирая, очень важно понимать, чем ты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочешь заниматься, каковы твои глубинные мотивы и интересы. Интересным может казаться одно, но важным на самом деле станет совсем другое. Помню, в детстве, когда отец приносил домой из библиотеки пять-шесть книг, мне хотелось прочитать сразу все. Но это невозможно. Как выбрать? Я переворачивал книги обложками вниз, перемешивал на столе и брал одну наугад. Сейчас я понимаю, что испытывал тогда свое «подсознательное». Если особых эмоций не было, я откладывал книгу в сторону, перемешивал остальные и брал до тех пор, пока что-то внутри не подсказывало «да, именно эта».
Можно ли схожим образом поступать при выборе карьеры? Полагаю, что да. Не думайте только о материальных выгодах каждого варианта — положите их, как книги, обложками вниз (в конце концов, в любом случае вы сможете заработать на жизнь). А дальше переворачивайте и прислушивайтесь к себе — отзовется что-то внутри или нет. И выбирайте то, что подскажет «да, именно это».