В «Коммерсанте» перестановки. Шеф-редактор издательского дома Андрей Васильев уходит, сохраняя за собой все регалии и почетное место в совете директоров ИД. На его место пересаживается Азер Мурсалиев, а в кресло главреда приходит Михаил Михайлин из «Газеты.ру». «Коммерсант», сколько себя помню, газета Васильева. Одна геологическая эпоха на глазах сменяет другую: Васильеву — 53, Михайлину — 42. «Коммерсанту» — 20, «Газета.ру» на 10 лет младше. Ъ — первое частное издание в стране, ровесник и даже предтеча русского капитализма. «Газету.ру» придумал Павловский, делал Носик, и долгое время финансировал ЮКОС. Васильев — человек 90-х. Михайлин — 2000-х. Это и называется настоящим консерватизмом: меняться только тогда, когда другого выхода не остается, но все-таки меняться и идти вперед.
Смена поколений — в политике это называют так — знаковая и для «главной газеты страны», и для всей страны, наверное, тоже. И, в общем, первополосная новость. Тем более что, при разных биографиях, в «Газете.ру» семь лет назад еще можно было разместить «заказуху», в Ъ нельзя было никогда на моей памяти. Став изданиями из одного издательского дома, они начали на глазах меняться местами в общественной жизни страны. Если бы Путин был либералом, свою «Россия, вперед!» он пять лет назад напечатал бы в «Коммерсанте». В прошлом году Медведев выбрал «Газету.ру».
Всю путинскую десятилетку «Коммерсант» был газетой Васильева, несмотря даже на небольшой перерыв, когда он отъезжал на Украину. Вторая чеченская война, Беслан, «дело ЮКОСа» — все это было при нем. И интервью Шварцмана тоже. И эпический фильм про «С твердым знаком на конце», вышедший в юбилей газеты на Первом канале, тоже был при нем и в основном про него. Роль личности в истории в СМИ наиболее очевидна. Газета, особенно ежедневная, слепок с личности главного редактора. Наверное, так никто не планирует, но так получается само собой.
Из «Коммерсанта» ушла «брутальная личность» 90-х, которая вела себя со всеми, с властью прежде всего, уважительно, твердо и на равных. У «Ведомостей» есть «Догма», у Ъ Васильева была должностная инструкция «Как писать заметки» и понятия, которые работают иногда лучше «Догмы». Михайлин — человек «Коммерсанта» и из «Коммерсанта», так что в этом смысле беспокоиться не стоит.
Причина смены караула, как представляется со стороны, в другом. Оставаясь «главной газетой» по праву, «Коммерсант» последнее время все чаще производил впечатление памятника самому себе, а не современной газеты. Знаю, но не читаю регулярно — так говорят о «Коммерсанте» большинство моих ровесников. Тем более что и основания для этого были. Газета позволяла себе публиковать общедоступную информацию с пометкой «как стало известно Ъ» и все чаще проигрывала конкурентам из «Ведомостей» в оперативности, оставаясь тем не менее единственной газетой в стране, где объясняли суть происходящего в экономической политике, например.
Михайлин — второй пришелец в Ъ из «Газеты.ру». Приход туда Владислава Бородулина газету сильно не изменил, может быть потому, что пробыл он там недолго, ровно год. Ставка Алишера Усманова на Михайлина понятна: в его голове тоже свершилась интернет-революция, о которой так долго и много говорили. Скорость, качество и трафик — три составляющих успеха «Газеты.ру» — сегодня должны изменить «Коммерсант». Хочется верить, что при Михайлине Ъ подтвердит свой статус «главной газеты страны», которая когда-то придумала язык, которым мы вот уже двадцать лет описываем окружающую нас реальность.
Автор — обозреватель журнала «Русский Newsweek»