За одну ночь десятки московских предпринимателей оказались разорены. Несколько сотен человек потеряли работу. И это тот самый малый и средний бизнес, о развитии которого сегодня так много говорят с трибун.
Мы становимся свидетелями самых настоящих человеческих трагедий: бизнес, который выстраивался годами, за несколько часов просто сровняли с землей. Сейчас деловое сообщество ждет от руководства Москвы не просто объяснений, а реальных действий по возмещению нанесенного ущерба.
«Деловая Россия» удивлена и самим решением московских властей, и методом, которым оно было реализовано. Мы изначально выступали против массового сноса торговых площадей. Тем более что собственникам недвижимости правительством Москвы не были предъявлены претензии в течение срока исковой давности.
Мы намерены очень пристально следить за тем, как будет происходить компенсация убытков, связанных с потерей права собственности. Позиция «Деловой России» заключается в том, что эта компенсация должна производиться по рыночным параметрам.
Ответственная власть должна отвечать за ошибки предшественников.
Мэрия утверждает, что торговые площади размещены непосредственно на городских коммуникациях (газопроводах, теплосетях и т. д.) и угрожают жизни и здоровью граждан. При этом многие из разрушенных павильонов существуют не один год. Почему же вопрос об исходящей от них угрозе встал только сейчас? И неужели нельзя найти технические решения, чтобы не нарушать права собственников? Как быть с гарантированным Конституцией правом собственности?
Самая старая из 104 подлежащих разрушению торговых точек — «Пирамида» на Тверской улице — открылась в 1996 году! Не менее известны и другие объекты, располагавшиеся в центре города, — на «Чистых прудах», «Кропоткинской», «Сухаревской», «Таганской», «Динамо» и вблизи других станций метро. Все они сооружались официально, на тех участках, которые выделяли городские власти, и в соответствии с действовавшими на тот момент правилами и нормативами.
«Деловая Россия» проверила 50 адресов из списка так называемых «самостроев». Выяснилось, что права собственности были зарегистрированы по всем этим объектам. Причем владельцы 27 павильонов имеют уже вступившие в силу решения судов об отсутствии самовольного строительства.
В ряде случаев к решению вопроса подключился даже Верховный суд, который, например, официально признал, что торговый павильон на улице Народного Ополчения не является самостроем, а «Пассаж Альбатрос» у метро «Щелковская» и павильоны у станции «Арбатская» и «Улица 1905 года» не угрожают жизни и здоровью граждан.
Рискну предположить, что у некоторых предпринимателей нет регистрации права собственности, а есть самовольная постройка. По сути, это не что иное, как совокупность стройматериалов, но даже ее нельзя просто так уничтожить без возмещения.
Собственники разрушенных торговых площадей в самое ближайшее время предъявят иски за утраченное имущество. По нашим оценкам, эта сумма превысит 22 млрд рублей.
Очень хочется надеяться, что, предприняв столь решительные меры по сносу торговых площадей, столичные власти готовы столь же незамедлительно восстановить справедливость и в полной мере компенсировать ущерб, нанесенный собственникам.