Много лет назад, когда Анатолий Чубайс только начал отчаянно реформировать РАО «ЕЭС», в беседе с одним инсайдером я предположил, что Чубайсу стоило бы возглавить РЖД, чтобы провести немыслимую реформу в еще одной естественной, ну, или противоестественной монополии. «Да ну, – не согласился инсайдер. – Вагон туда, вагон сюда…» А когда в РЖД пришел и немного поработал Владимир Якунин, другой инсайдер, на этот раз из самого РАО, сказал: «А что, по деловым вопросам мы с ним отлично контактируем».
Возможно, в контексте сложившегося имиджа Якунина такая мысль покажется странной, но он явно был неплохим главой гигантской империи. Отрасли, где очень высока степень цеховой солидарности, сильны традиции и чрезвычайно высока – жестче, чем в армии, – дисциплина. Но неплохим – в первые годы. А потом имидж стал перекрывать в нем менеджера. И перекрыл. По очень простой причине. По той же, почему и первое лицо может превратиться в карикатуру на самого себя. По причине отсутствия ротации.
Он занимал свой пост слишком долго.
И что – теперь кто-нибудь вспомнит успехи члена ближнего круга президента России Якунина В. И. на железнодорожном поприще?
Зажмурим глаза, дадим себе задание за три секунды произвольно произнести несколько слов, которые с ним ассоциируются: «Андрей Первозванный, шубохранилища, кооператив «Озеро». Ну и еще одно слово, которое однажды употребил один коллега из ультраконсервативного лагеря, разумеется, не соглашаясь с оценкой, как бы пародируя словарь либерального бивуака: «Мракобес».
Было или нет шубохранилище в деревне Акулинино – вопрос дискуссионный, сам Якунин опровергает его наличие. Но точно было кричащее богатство. И пока свет не застили часы Дмитрия Пескова, одним из живых символов демонстративного потребления (хотя оно, скорее, было недемонстративным) оставался глава РЖД. Верные ученики «Озерной школы» были неплохо устроены – и поэтому словосочетание «кооператив «Озеро» стало понятием, наилучшим образом описывающим суть «капитализма друзей», когда лояльность важнее всего, а деньги и власть идут в неразрывной связке и благополучие их обладателя зависит от друга-автократа. Под «знаменем» Андрея Первозванного проводились на греческих островах православные посиделки «патриотически» настроенных политологов и иных представителей «духовно близких народов». Некоторый комизм этих мероприятий сошел на нет, когда проповедуемая там эклектика вдруг стала государственной идеологией. Нынешняя патриотическая пропаганда в большом долгу перед Якуниным. Но к этой теме мы еще вернемся.
Поведение и мировоззрение выходцев из спецслужб, оказавшихся на самом верху, невозможно объяснить рационально – здесь работают эмоции и психологические факторы.
Рассказывают, как однажды на встрече с главными редакторами, выйдя из-за хлебосольного стола информационного агентства, Владимир Иванович резко остановился перед одним из редакторов, разозлившим его чересчур острыми вопросами, и с некоторым сожалением, как будто расставаясь с ценным кадром, дидактически воскликнул: «Ты ж русский человек!» Тут самое время вспомнить о знаменательной фразе Александра Руцкого, произнесенной в пиковые моменты октября 1993 года и адресованной Валерию Зорькину: «Ты ж православный!» Ну или довлатовское: «Все говорили: еврей-еврей, а оказался пьющим человеком». То есть нормальным может быть только русский человек. Нерусский и пить не может толком. Кроме того, русскому человеку, например, не свойственно задавать острые вопросы, придерживаться демократических и либеральных взглядов. Как говорилось в одном анекдоте – понять это невозможно, можно только запомнить.
Совсем недавно вслед за клишированными конспирологическими заметками Николая Патрушева и Сергея Нарышкина, сочиненными в жанре мрачноватых реплик о США, которыми обмениваются кряхтящие пенсионеры у подъездов, со своей статьей выступил Владимир Якунин. Она была опубликована в никому не известном издании и в своем антиамериканизме оказалась уныло предсказуема, как те самые подъездные реплики. Кто-то бьет врага Иваном Ильиным, кто-то, как Якунин, – Ноамом Хомским. Помнится, авторам таких рукописей в теоретических и общественно-политических журналах во времена советской власти отвечали короткими письмами: «Ваша статья не может быть опубликована ввиду переполненности редакционного портфеля». Если, конечно, авторы не были министрами или секретарями ЦК.
А в данном случае автор – член политбюро. Путинского политбюро.
И тут настал момент поговорить о том, почему одну из самых заслуженных фигур отправляют в отставку. Возраст отметаем сразу – это аргумент, но очень слабый. Согласно такой мотивации Владимиру Путину не стоит через три года баллотироваться в президенты. Чрезмерные доходы стали достоянием гласности? Можно подумать, Игорь Сечин или вообще любой глава госкорпорации беднее Якунина. Неудачный менеджмент? Для кого неудачный, для кого удачный. Дело вкуса. Например, менеджмент «Роснефти» – удачный? Решает здесь первое лицо. Вероятно, ему что-то не нравилось в работе монополии. Рост тарифов, постоянные самооправдания, болезненная отмена электричек в ряде регионов (виноват вроде как Аркадий Дворкович, но он – резерв Дмитрия Медведева, а осадок в отношении главы железных дорог, одного из подставивших верховное лицо, наверное, остался)? Не исключено. Претензии явно накапливались, иначе бы Якунин летом 2014 года не ждал два месяца переназначения – президент любит театральные паузы, но неужели до такой степени не жалеет членов своего ближнего круга? Создавалось впечатление, что глава РЖД в последнее время входил в путинское политбюро лишь формально, был кандидатом на выход.
Не сработали даже его конспирологическое антизападничество, которое поощряется, например, в Патрушеве, и православно-чекистский патриотизм-национализм, одним из законодателем мод в котором всегда являлся Владимир Якунин. Он автор диссертации о «геостратегии» на примере железнодорожной отрасли (такая тема, правда, больше подошла бы Лазарю Кагановичу).
Вероятно, проблема в том, что его версия «патриотизма» – старомодная, для авторов многотомных трудов, из которых прочитывается лишь половина первого абзаца и статей, потом расходящихся на цитаты – предметы насмешек. Здесь нет пассионарности Энтео и брутальности Залдостанова, ясности телевизионной картинки и захлебывающейся агрессии участников ток-шоу. Не имея прикладного значения, такой «патриотизм» отправляется в отставку.
Владимир Якунин просто перестал быть нужным первому лицу. Решение зрело давно, а созрело только сейчас. Вот и все…