Одна из главных тем, находящихся сегодня в центре внимания активной части общества и некоммерческих организаций, особенно после принятия известного закона об «иностранных агентах», - экономика «третьего сектора». Проще говоря, на какие средства должны жить и развиваться НКО? Как сделать их деятельность более устойчивой?
До сих пор в массовом сознании преобладает инфантильное мнение, что некоммерческие организации - это «бесплатно», там люди должны трудиться только на добровольных началах, а если и получать вознаграждение за свой труд, то чисто символическое.
Конечно, бывают и такие НКО. Однако очевидно, что большинство некоммерческих организаций, в том числе «социально ориентированных», несут административные расходы: оплачивают аренду, услуги бухгалтеров и юристов и т. д. Здесь подрастает свой менеджмент, который должен получать зарплату, чтобы полностью отдаваться любимому делу, а не пытаться совмещать его с нелюбимой работой в ущерб тому и другому.
Откуда же организациям брать средства для выполнения своей миссии?
Сегодня государство выказывает готовность стать главным «благотворителем» для НКО. И действительно, не может не радовать то, что в последние пару лет на «третий сектор» выделяются куда более значительные средства, чем раньше (хотя и несравнимо меньше, чем в других развитых странах, таких как Германия или США). В 2013 году на финансирование социально ориентированных НКО только из федерального бюджета выделено 3,2 млрд рублей, и до конца года еще 250 млн будет направлено на поддержку правозащитных и иных организаций. К этому надо приплюсовать миллионы региональных ассигнований. Но государственный монополизм в этой сфере отнюдь не является безусловным благом для гражданского общества. Он порождает зависимость от этого единственного или основного источника финансирования, появление псевдо-НКО, прикормленных властями различного уровня.
Главная задача сегодня – построение самостоятельной экономики некоммерческого сектора, не зависящей целиком и полностью от государственных денег. Мы должны ответить на вопрос: что можно и нужно сделать при существующих «правилах игры», чтобы повысить устойчивость НКО.
Понятно, что необходимо развивать альтернативные источники финансирования, наращивать их долю в бюджете НКО. Это членские взносы (для членских организаций), частные и корпоративные пожертвования, доходы от оказания услуг, от целевых капиталов, использование различных финансовых инструментов, таких как кредиты и депозиты. Некоторые механизмы только начинают применяться в России.
Конечно, для каждой конкретной НКО подойдет какой-то свой способ финансирования. Понятно, что аналитические центры вряд ли могут рассчитывать на большой объем частных пожертвований, зато они могут получать доходы от оказания услуг – что не возбраняется законом, лишь бы деньги тратились на уставные цели. А для тех же благотворительных организаций подойдет создание целевых капиталов, сбор частных и корпоративных пожертвований. Как, что и кому – это вопросы профессионального обсуждения. Но главное, мы должны понимать, что эти альтернативные источники финансирования есть.
И здесь все упирается в желание НКО этим заниматься. Конечно, проще получить субсидии от государства, гранты каких-то окологосударственных фондов. На привлечение средств из других источников часто необходимо больше времени, ресурсов, сил и умений. Но ведь это вложения в собственное развитие, в собственное будущее, в собственное реноме.
Неправда, что в России никто не умеет собирать частные и корпоративные пожертвования.
Кроме всем известного фонда «Подари жизнь» есть некоторое число организаций, практически в каждом регионе, которые с успехом собирают частные пожертвования. Согласно Ежегодному докладу Форума доноров о состоянии и развитии фондов в России за 2012 год, суммарный бюджет 70 фондов превысил 13 млрд рублей (сравните с 3,2 млрд от государства). Более половины этих средств (51%) приходится на бюджеты корпоративных фондов. Для многих из них приоритетным направлением деятельности является поддержка образования, и именно в образовательные учреждения они вкладывают значительные средства, но эти учреждения отнюдь не всегда зарегистрированы в форме НКО.
И без государственного участия нам тоже не обойтись. В первую очередь власть должна создать различные правовые механизмы, которые сделают удобным и эффективным процесс независимого финансирования НКО. Предпосылки для этого формируются. Например, недавно у физических лиц появилась возможность получить налоговый вычет с пожертвования в пользу НКО: от подоходного налога освобождаются пожертвования в размере не более 25% от годового дохода. Но в реальности осуществить это довольно сложно. Человеку, который пожертвовал какую-то сумму НКО, приходится собирать справки, ходить с ними в налоговую инспекцию, а потом ждать получения налогового вычета.
Сейчас Минфин создает механизм, который позволит налоговый вычет автоматически по желанию жертвователя тоже отправлять в адрес НКО. Этот процесс, надо сказать, происходит не быстро, но хорошо хоть, что в Минфине понимают важность его создания. Возможно, скоро налоговые льготы появятся и для благотворителей — юридических лиц. Минэкономразвития разработало проект закона, по которому они могут освобождать от налогообложения прибыль, направленную в целевой капитал НКО (но не более 1%).
В общем, над экономикой НКО, «рынком НКО» еще работать и работать. Неслучайно это стало одной из важных тем на состоявшемся 23 ноября в Москве Общероссийском гражданском форуме.