Выход фильма «Дуэлянт», намеченный на сентябрь, российская публика и кинокритики с нетерпением ожидают еще с прошлого года. И не зря. Судя по обнародованному в конце марта трейлеру, фильм богат символами, активно используемыми для создания сегодняшней российской идентичности. Элементы культуры чести — в центре сюжетной линии фильма.
Двухминутный трейлер оставляет мало сомнений: речь пойдет о защите чести любой ценой. Оболганный и публично униженный главный герой отправляется на Алеутские острова, а затем, восстановив силы посредством припадания к истокам, возвращается в имперский Петербург. Задача героя — вернуть честь любой ценой и встать тем самым с колен. «Я буду жить пока не верну свою честь» — таков, судя по трейлеру, девиз фильма.
Для возвращения чести, однако, приходится стреляться на дуэлях и убивать.
В отличие от «Жмурок», культового фильма 2005 года о «беспределе» девяностых годов, в котором стреляются и убивают в основном по глупости, в «Дуэлянте» убийство возводится в ранг основания человеческого достоинства. Чем больше убил на дуэли — тем выше репутация и уважение в обществе. Достоинство человека в такой логике всегда относительно. Его приобретают, унижая достоинство других людей. Его теряют, не сумев адекватно ответить на вызов со стороны усомнившихся в чести. «Кто желает сомневаться в моей чести, господа?» — смельчаков ответить на этот вопрос утвердительно в конечном счете не должно остаться, в том числе и на Алеутских островах (подпавших под юрисдикцию США в результате исторической несправедливости, поныне не исправленной).
Режиссер и автор сценария «Дуэлянта» Алексей Мизгирев так определяет свою цель: «Мы хотим немножко по-другому рассказать о XIX веке. Это не Печорин, не Онегин, не «Дворянское гнездо» и не «Обыкновенная история». Это другой XIX век, и он не выдуман». Действительно, первая половина XIX века в России отличалась возникновением культуры дуэлей и приобретением ею чрезвычайной популярности.
Однако зря режиссер открестился от Онегина — он, как и автор одноименной поэмы, тоже стрелялся на дуэли, видя в этом единственный способ защиты своей чести. Оставить «наезд» без достойного ответа в культуре чести немыслимо. Даже поездка на Алеутские острова не спасает (в качестве альтернативы оболганный перед ссылкой на Юг Федором Толстым будущий автор «Евгения Онегина» рассматривал только самоубийство).
Помимо XIX века, впрочем, речь идет и о XXI. Культура дуэлей оказалась предлогом для обсуждения портрета героя нашего времени, востребованного в России после тучных нулевых. При явной коммерческой направленности своего продукта (фильм будет выпущен в дорогостоящем формате IMAX — только первоначальная оценка бюджета составляла 720 миллионов рублей) создатели воспользовались существенной государственной поддержкой. Причем Федеральный Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино), попечительный совет которого возглавляет советник российского президента по культуре Владимир Толстой, выделил им деньги как на возвратной, так и на безвозвратной основе. Вряд ли это произошло бы, не неси фильм важный с точки зрения нынешней государственной политики «месседж».
Если коротко, то этот посыл таков. У униженных и публично оскорбленных есть шанс. Они могут встать с колен и защитить свое человеческое достоинство. Правда, для этого придется унизить других, причем не только и не столько своих непосредственных обидчиков. Человеческое достоинство — это привилегия, которая дана не каждому. Подобно закону сохранения энергии можно говорить о законе сохранения чести.
Чтобы возвыситься в культуре чести, нужно забрать честь у других.
Кто является основным адресатом данного посыла? В России имеется несколько десятков кинотеатров IMAX, оборудование которых необходимо для того, чтобы насладиться созерцанием поединков в полной мере. Все они сконцентрированы в крупных городах и региональных центрах. Будут ли ценности культуры чести поняты и востребованы «городским креативным классом» и армией офисных работников, которые составляют костяк аудитории кинотеатров IMAX?
Вероятно, вполне. Результаты опроса, проведенного «Левада-центром» в январе этого года, показывают, что и создатели фильма, и руководство Фонда кино попали в самую точку. Среди прочих в рамках опроса был задан вопрос об ассоциациях с понятием «человеческое достоинство» (список альтернатив был предварительно определен посредством онлайн-опроса). Честь оказалась одной из наиболее популярных ассоциаций с человеческим достоинством в сегодняшней России. Ее выбрали почти треть респондентов.
Кто именно ставил знак равенства между человеческим достоинством и честью? Более детальный анализ показал, что шансы указать честь в качестве ассоциации с человеческим достоинством были выше у занятых в офисах горожан (средние города размером от 100 до 500 000 жителей), проживающих в Южном (включая субъекты Северо-Кавказского федерального округа, но без Чечни, где опросы традиционно не проводятся), Центральном и Уральском федеральных округах, имеющих средний доход и живущих с партнером в гражданском браке. Аналогичный социально-экономический портрет посетителей кинотеатров IMAX-кинотеатров не доступен, но интуитивно он будет весьма схож с приведенным выше. Бинго!
В качестве ополченцев для освобождения островов обитатели офисов, по-видимому, непригодны. А вот в целях укрепления стойкого неприятия модного когда-то в этой среде участия в акциях «несогласных» фильм вполне сгодится. Да и голоса из офисов на грядущих выборах не помешают.
И фильм, и официальная пропаганда оставляют в тени другие способы утверждения человеческого достоинства, не требующие обязательного унижения окружающих. Например, посредством защиты прав человека. В отличие от чести, источник прав человек находится не вне, а внутри самого человека, причем независимо от его социальной, национальной или половой принадлежности. По этой причине правами человека можно пользоваться одновременно с другими людьми, не ущемляя и не унижая при этом последних. Если в чести можно увидеть относительный вариант утверждения человеческого достоинства, то в правах человека — максимально универсальный.
О правах человека в XIX веке не слышали не только в России, но и на Западе, так что выбор у Пушкина был действительно невелик. Эта идея стала популярной только во второй половине XX века. Однако права человека не особо жалуют в современной российской культуре. Российский офис ООН по правам человека был без лишнего шума в марте закрыт, а в опросе «Левада-центра» права человека по частоте упоминаний оказались ближе к концу списка.
Примечателен и портрет тех, кто с большей вероятностью выбирал вариант «права человека». Это тоже горожане (малые, средние и крупные города), которые политически активны (собираются голосовать на ближайших парламентских выборах), реалистически оценивают текущую ситуацию (считают, что пик кризиса еще впереди), владеют своим бизнесом или работают на условиях самозанятости. Жители Южного федерального округа указывали права человека относительно реже остальных. Чем не городской креативный класс?
Все бы хорошо, если бы не одно но, и это «но» весьма существенно.
Одной из характеристик думающих о человеческом достоинстве в категориях прав человека являются низкие доходы.
Да, именно так. Городской креативный класс мыслит в универсальных категориях тогда, когда ему не сопутствует успех в его начинаниях. Речь идет, скорее, о неудачниках из числа городского креативного класса, не нашедших себе места в нынешней системе.
Так что с нетерпением ждем сентября и заранее заказываем билеты в кинотеатры IMAX. Успех гарантирован, и возможен ажиотаж. Если только, конечно, число «лишних людей» не достигнет к тому времени критического значения, и станут востребованы совсем другие темы и совсем другие фильмы.