К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Тунгусский феномен» цифровой эпохи

Фото РИА Новости
Фото РИА Новости
Падение метеорита на Урале позволяет по-новому взглянуть на события столетней давности

Главный взрыв произошел не в небе над Челябинском. Основным стал взрыв информационный. Я лично узнал о произошедшем из Facebook, проглядывая с утра френдленту. Одному из моих друзей по ФБ позвонил взволнованный товарищ из Челябинска, а тот незамедлительно написал пост о загадочном взрыве. Ни в каких новостных лентах ни о чем подобном еще не упоминалось.

Более того, последующие два часа я провел, читая колоссальный поток сообщений (более 1500) на челябинском городском форуме – ошеломленные люди делились своими эмоциями и наблюдениями. В то же самое время через СМИ было почти ничего невозможно узнать кроме самых общих утверждений. По материалам форума я уже в 10 утра мог определить размах как зоны повреждений от взрыва, так и территории, где вспышка была замечена (последняя превосходила первую многократно, охватывая несколько областей). Одновременно раскрыв Google Earth, я «накладывал» на карту информацию от юзеров – где просто видели пролетающий болид, а где   фиксировались разного рода повреждения. В течение часа в YouTube появились первые видео с изображением как следа от метеора, так и его взрыва-вспышки.

Соцсети выступили пусть не как замена, но как крайне полезное дополнение объективно неповоротливых СМИ.

 

Конечно, надлежало отсеивать мусор – т.е. всякого рода домыслы, слухи, панические сообщения. Но любой человек, владеющий хотя бы начатками критического мышления, вполне в состоянии отделить зерна от плевел. Да, были запущены «утки» про взрыв самолета, ракеты, про сбитый силами ПВО астероид, но сами юзеры, участвующие в дискуссиях, помогали выявлять истину, разъясняя – почему то или иное невозможно. Коллективное обсуждение показало, что здравый смысл работает даже на фоне паники. Люди обращались в интернет, чтобы сбросить с себя груз напряжения и страха, поделиться пережитым. Узнав о схожих эмоциях сотен других, они успокаивались.

Когда первый шок прошел, те же соцсети, в частности, Twitter начали наполняться карикатурами мастеров фотошопа, остротами и прочим, привычных в таких ситуациях репертуаром. Даже государственные деятели перешли на оперативное информирование – Дмитрий Рогозин пообещал в микроблоге: «В понедельник представлю @MedvedevRussia объективную картину происшедшего на Урале».

 

Сам же Дмитрий Медведев, находясь на форуме в Красноярске, допустил пиаровскую ошибку. Он не учел скорость распространения информации в наше время и пошутил: «Это еще один символ ... нашего форума. Надеюсь, что последствий серьезных не будет…» Все это было им сказано в прямом эфире телеканала «Россия-24», и через несколько минут городской форум Челябинска взорвался от возмущения. Премьер не подумал, что сейчас информация проверяется и перепроверяется в режиме он-лайн. Его помощники просто не успели сказать ему о шоке жителей Челябинска и области, о сотнях пострадавших, он потому неудачно пошутил, но слово не воробей – вылетит, не поймаешь!

Надо сказать, что опаздывали не только российские СМИ; ведущие западные телекомпании долго не могли переключиться в своих новостях на челябинскую катастрофу, не понимая, что сегодня – это самая важная мировая новость, ибо подобное бывает раз в сто лет, а то и реже. CNN и BBC всё начинали свои выпуски с параолимпийца Писториуса, пристрелившего свою подружку, а то и с новостей о небольшой аварии на круизном судне Carnival, чем вызвали возмущение уже американских интернет-юзеров например на форуме Yahoo. Более того, вся планета ожидала вечером в пятницу пролета возле Земли астероида, и потому новости из России о падении метеорита вызвали особенный интерес, переходящий порой в истерические прогнозы и квазирелигиозные кликушества со ссылками на Апокалипсис.

Подобное произошло впервые в истории человечества. Взрыв на Тунгуске сто пять лет назад случился у глухой тайге, потому привлек к себе внимание лишь спустя десятилетия.

 

Сегодня же падение болида аналогичного формата состоялось над городской агломерацией (Челябинск, Копейск, Коркино, Еманжелинск) с населением в 1,5 миллиона человек, плюс коснулось таких городов как Троицк и Южноуральск, а вспышка была видна в Екатеринбурге, Тюмени, Кургане. Ученые раньше задавались вопросом – что бы произошло, упади тунгусский метеорит на густонаселенную местность. Сегодня мы ответ знаем.

Более того, это событие ставит жирный крест над всеми паранаучными теориями относительно Тунгусского метеорита – мол, то было столкновение Земли с черной дырой, кораблем пришельцев, куском антивещества, испытанием сверхоружия ученого Теслы и т.п. Сейчас болид был заснят сотнями человек на видео, его полет детально прослежен вплоть до момента взрыва. Рассказы очевидцев даже в деталях совпадают со свидетельствами эвенков о чудо-шайтане столетней давности. Ничего сверхъестественного и загадочного. Ученые же получили уникальную возможность как бы перенестись на машине времени в 1908 год на Подкаменную Тунгуску, и все подробно изучить, пользуясь бесчисленным количеством свидетельств, записанных в цифровом формате. На этот раз чудо произошло вовремя.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+