Сергей Полонский уже четвертую неделю является ведущим ньюсмейкером России. Известия о нем — в топах новостей и русской блогосферы. Колоритный и эмоциональный олигарх, попавший в трудную житейскую ситуацию, да еще в экзотической стране — благодатный источник для журналистских изысков. Но не будем вдаваться в подробности дела: как говаривал герой Шукшина, «суд разберется». Нам отечественный предприниматель интереснее как представитель определенного социального слоя современной России. Жизненный путь Полонского, успевшего до сорока лет стремительно вырасти из демобилизованного десантника в миллиардера, столкнуться с кризисом и успешно пройти его не разорившись, словно воплощает новорусскую мечту. Но способен ли меняться «новый русский» персонаж?
Сегодня Полонский доказывает, что герою, сформировавшемуся в 1990-е, трудно стать другим человеком. Мат через слово, несдерживаемые первичные реакции — это все родовые признаки его поколения. Главный урок, который дают Полонский и его коллеги, заключается в том, что олигархи — это не избранная каста, а такие же люди, как и все прочие. Более того, Гарвард и Оксфорд им были вовсе не надобны для успеха. И достижения в бизнесе не возвышают человека во всем остальном и над всеми остальными.
Теория, объясняющая материальное преуспеяние как вознаграждение за талант, трудолюбие, образование и т. п., оказалась нерелевантной. Успех Полонского или Абрамовича не следствие каких-то особенных дарований или приверженности пуританской этике начального капитализма по Максу Веберу.
Разоблачительные скандалы очень полезны для снятия наивной пелены с глаз.
И тут речь не о моральном облике, а о том, что на самом деле ничего «особенного» в олигархах нет. Ни особенного злодейства, сверхпроницательности или изворотливости. Не сыграй с ним Его величество случай, вполне мог бы так и торговать в своей палатке на рынке стройматериалов или командовать бригадой по ремонту квартир. Но ему повезло, и он продвинулся выше, но человеком остался тем же, что и двадцать лет назад. И в этом проблемы многих наших новоявленных богачей. Те их потребности и пристрастия, которые сформировались тогда, в теперешнем социальном статусе неприемлемы, а других нет; привычка — вторая натура, ломать себя тяжело, да и не хочется.
Говорят, что в Штатах тоже были «бароны-разбойники», но затем они окультурились. Мол, и нам переживать не стоит, все само собой утрясется. Но сравнение совершенно некорректно. Историк Анатоль Ливен писал об этом еще в 90-е: «Что касается культурной стороны вопроса, то американские «бароны» не установили морального и культурного кода для всего общества, в котором были другие, во много раз более влиятельные модели, прежде всего связанные с религией, а также с политической традицией честной службы обществу. В новой России таких основополагающих моделей нет». Условно говоря, Рокфеллеры — Морганы шли от прилежания к прожиганию (последнее — в лучшем смысле слова: галереи, музеи и т. п.).
Американский нувориш был зажат со всех сторон жесткими моральными требованиями, наш же идет по купеческой традиции – «моему ндраву не препятствуй!»
Постсоветские олигархи до сих пор следуют тому коду поведения, который и вознес их на вершину успеха. И это касается не только быта, но и общественной жизни. Их участие в политике (Прохоров), в спорте (Керимов) и т. п. как-то изначально пропитано убежденностью, что все можно купить или продать. И пока эта вера остается, а главное, подкрепляется повседневной реальностью, нельзя рисовать будущее страны розовыми красками.
Нет никаких гарантий, что дети и внуки миллиардеров перейдут на иной культурный код. Да, в дореволюционной России Терещенко-дед мог быть малограмотным сахарозаводчиком, а его внук — получать на вилле в Провансе первоклассное образование, знать несколько языков, дружить с Блоком, издавать символистов и поражать всех безукоризненными манерами. Но Россия тогда была традиционным и глубоко религиозным обществом. РФ же —– страна без традиций и без общепринятых правил с атомизированным населением. Здесь, если не предпринимать сознательных и жестких усилий по привитию элементарной культуры, все может десятилетиями оставаться в таком же хаотично-беззаконном состоянии. Вспомним, как тяжело далось приучивание пристегиваться ремнем безопасности или пропускать пешехода на «зебре». От олигархов требуются не миллионы на благотворительность, а самоограничение и добровольное следование закону и этике.
История с Полонским — это история про прошлое, которое хотелось бы забыть, но оно настигает человека в настоящем.
Сегодня то же самое происходит на Украине с Юлией Тимошенко, которая думала, что «грязные девяностые» останутся где-то позади. Но именно потому «оранжевая революция» ничего не изменила в Украине, поскольку вознесла к власти людей, сформировавшихся на «понятиях», а таковая публика мало пригодна для реформирования страны. В случае с Полонским все не так трагично, и преследуют его не «мальчики кровавые в глазах», а недостатки воспитания. Думаю, хеппи-энд не за горами. Но его камбоджийская история — повод еще раз задуматься о том обществе, в котором мы живем.