Бараку Обаме осталось править Белым домом всего год. Уже в ноябре 2016 года американский народ назовет имя 45-го президента Соединенных Штатов. Между тем менее трех недель остается кандидатам от обеих партий, чтобы подготовиться к двум важнейшим и во многом определяющим событиям — кокусу (собранию сторонников) в Айове и праймериз в Нью-Джерси.
В стане демократов по-прежнему лидирует главный фаворит гонки Хиллари Клинтон. Хотя после последних дебатов на три позиции продвинулся Бэни Сандерс, который может осложнить ей жизнь. Более интересная ситуация у республиканцев. По данным последних опросов, по-прежнему лидирует Дональд Трамп, который, однако, потерял шесть позиций. Для эпатажного миллиардера это весьма тревожный звонок, если принять во внимание прогресс на 11 позиций у Марко Рубио и на восемь у Теда Круза.
Помимо привлечения на свою сторону основных финансовых доноров, демократы и республиканцы стремятся заручиться поддержкой со стороны наиболее влиятельных этно-лоббистских групп США. Нынешние кандидаты осознают, что без протекции еврейской общины сложно победить в Нью-Йорке, армянской — в Калифорнии, польской — в Иллинойсе и кубинской — во Флориде.
Прежде чем представить позиции разных диаспор, важно раскрыть причины, делающие этнический лоббизм серьезным компонентом президентской кампании.
Первый фактор — компактное проживание этносов в ключевых штатах и округах.
Конечно, общая численность американских евреев, армян, греков или поляков не является существенной. Тем не менее еврейская община составляет крупный процент от общего населения в различных округах и городах штата Нью-Йорк, ирландцы-католики определяют политическую жизнь в Массачусетсе, армяне обладают наиболее серьезными механизмами воздействия на политические элиты Калифорнии и т.д.
Второй фактор — широкие связи этнических групп с партийными элитами Конгресса.
Наиболее организованные этнические группы имеют на Капитолийском холме свои кокусы, лоббирующие их интересы. Так, например, крупнейший кокус представлен произраильской группой, в которую входят 286 конгрессменов и 47 сенаторов. В их числе лидер большинства Сената, спикер нижней палаты и 35 председателей комитетов. Итоговый успех того или иного кандидата в президенты будет в значительной степени зависеть от лояльности именно этих элит.
И, наконец, третий фактор — быстрый сбор голосов и финансовые возможности.
Отличительной чертой влиятельной диаспоры является высокий уровень организованности, что позволяет эффективно мобилизовать все ресурсы для решения конкретных задач. Лидеры диаспор обладают инструментами, которые способны направить голоса и деньги общины в пользу конкретного кандидата.
Принимая во внимание перечисленные факторы, рассмотрим позиции ведущих этнических групп в отношении участников нынешней президентской кампании.
Подавляющая часть кандидатов от обеих партий добивается расположения еврейской диаспоры. В целом у американских евреев нет однозначной позиции, но традиционно еврейская община поддерживает Демократическую партию. По данным Центра ответственной политики, большинство американских евреев поддерживают кандидатуру Хиллари Клинтон. Более того, в ее поддержку выступает председатель общенационального комитета Демократической партии и крупнейший деятель еврейской общины Дебби Вассерман-Шульц. В целом, опрос Союза евреев в поддержку Демократической партии показывает, что 65% опрошенных готовы поддержать кандидатуру Клинтон и лишь 11% поддерживают Сандерса. Влиятельные конгрессмены-демократы еврейского происхождения — Адам Шифф, Бред Шерман, Карл Левин, Барбара Боксер, Диана Файнштейн и Чарльз Шумер — также заявляют о всесторонней поддержке Хиллари Клинтон.
В то же время наиболее влиятельная еврейская консервативная прослойка, представленная Американо-Израильским комитетом по общественным делам (АИКОД), поддерживает Республиканскую партию. Как правило, АИКОД придерживается стратегии перекрестного лоббирования, финансируя республиканца на пост президента и выделяя деньги обеим партиям в Конгрессе. Но в отличие от реформистской и прогрессивной части продемократического американского еврейства АИКОД сосредоточен на лоббировании интересов Государства Израиль.
Большинство кандидатов-республиканцев поддерживают позицию АИКОД по ближневосточным вопросам.
Например, Марко Рубио перед вступлением в гонку посетил Израиль, где провел встречу с премьером Нетаньяху и подчеркнул свою последовательную позицию в отношении принятия санкций против Ирана.
Лидеры АИКОД внимательно присматриваются и к двум другим кандидатам — Теду Крузу и Джебу Бушу. Сенатор Круз многократно выступал в качестве спонсора произраильских резолюций, голосовал против соглашения с Ираном и поддержал увеличение внешних ассигнований Израилю. Что касается Джеба Буша, то лидеры АИКОД помнят, что золотой период в развитии американо-израильских отношений пришелся на президентство его брата Джорджа Буша-младшего. Американский политолог Томас Амбросио заявил, что для многих влиятельных произраильских меценатов «достаточно того, что он из семьи Буш». Впрочем, несмотря на то что Буш — наиболее желательный кандидат для израильского лобби, АИКОД трезво оценивает его шансы и для минимизации рисков будет параллельно поддерживать Марко Рубио.
В отличие от израильской группы армянское лобби находится в состоянии неопределенности. С одной стороны, армяне долгое время поддерживали Хиллари Клинтон, которая, будучи сенатором, выступала за признание геноцида армян и развитие армяно-американских отношений. Однако лидеры Армянского национального комитета Америки (АНКА) были разочарованы изменением ее позиции, когда она заняла должность госсекретаря. В целом последние промежуточные выборы в Конгресс показали, что армяне не доверяют демократам. Главная причина недоверия кроется в нарушении президентом Обамой обещания признать геноцид, а также в политике его администрации по сокращению внешней помощи Армении.
Достаточно смешанные чувства у американских армян и в отношении семьи Буш. Наиболее серьезные достижения армянского лобби пришлись на период президентства Джорджа Буша-старшего: включение Армении в список приоритетных стран по «Закону в поддержку свободы» и принятие 907-й поправки в этот закон, запрещающей помощь Азербайджану. В то же время Джордж Буш-младший заморозил действие 907-й поправки и начал сокращать финансовую помощь Армении. Особняком стоит личность Джеба Буша, который, будучи молодым политиком, лично сопровождал гуманитарный груз в Армению во время землетрясения 1988 года. Диаспора также ценит политическое признание геноцида армян штатом Флорида при его губернаторстве.
У греческой общины отсутствует четкая позиция. Американо-греческая прогрессивная просветительская организация (АГППО) имеет тесные связи с Демократической партией и последовательно поддерживает ее кандидатов. Так, на последних дебатах в Нью-Гемпшире лидеры греческих общин поддержали Хиллари Клинтон. Среди основных спонсоров ее кампании крупные бизнесмены греческого происхождения: Ангелос Цакопулос, Тэд Леонсис и Эдвард Зандер.
В свою очередь, такие организации как Американо-греческий союз (АГС) и Всекипрская американская организация (ВАО) поддерживают кандидатуру республиканца Джеба Буша, который обещает предпринять необходимые меры по окончательному решению проблемы Северного Кипра.
Таким образом, либеральная часть греческой диаспоры, компактно проживающая в штатах Нью-Йорк, Нью-Гемпшир и Массачусетс, поддержит демократа. В то время как консервативные греки из Флориды и Калифорнии будут голосовать за республиканца.
Позиции латиноамериканских общин разнообразны и во многом парадоксальны.
По данным соцопросов Университета Майами, 53% опрошенных кубинцев во Флориде выразили поддержку не своим соотечественникам Марко Рубио и Теду Крузу, а Джебу Бушу. Большинство респондентов отметили, что высоко ценят реформы, проведенные губернатором Бушем. При этом, по данным Института Катона, 72% американских кубинцев не разделяют негативной позиции сенаторов Рубио и Круза по восстановлению дипломатических отношений между Вашингтоном и Гаваной.
На фоне сторонников жесткой иммиграционной политики Буш завоевал поддержку не только кубинцев, но также мексиканцев и пуэрториканцев. Лидеры Фонда защиты мексиканцев Америки организовали в его честь крупный благотворительный вечер, на котором было собрано $470 000. Такой успех у латиноамериканцев объясняется несколькими причинами. Джеб Буш — единственный кандидат-республиканец, предложивший адекватные меры по решению иммиграционного вопроса. Более того, будучи выходцем из строгой протестантской семьи, Джеб принял католичество и женился на иммигрантке из Мексики. На многих встречах с латиноамериканскими иммигрантами он говорит по-испански и проявляет уважение к традиционным особенностям разных групп. То, с каким рвением и эмоциями Буш защищал честь своей жены-мексиканки на дебатах с Трампом, вызвало восхищение латиноамериканских общин.
В целом, наиболее высоким рейтингом доверия у ведущих этно-лоббистских групп обладает именно Джеб Буш. По данному показателю он намного превосходит остальных кандидатов. В то же время ряд таких влиятельных этнических организаций, как Сыны Италии, Американо-Греческая прогрессивная просветительская организация и Американо-Польская Лига содействуют кампании Хиллари Клинтон.