Самое неблагодарное дело – предугадать результаты праймериз в Америке. Собственно выборы куда более предсказуемы. Кто мог представить в 2007 году, что следующим президентом станет Барак Обама? Или что его соперником будет Джон Маккейн, а не Руди Джулиани, например? Напротив, когда обе партии определяются с кандидатами, интрига во многом теряется. Скажем, с самого начало было понятно, что Обама победит, а Маккейн проиграет, тогда как предшествующая дуэль Клинтон — Обама оказалась куда более захватывающей. Так что, как бы парадоксально это не звучало, для политологов праймериз — самое интересное событие во всей президентской гонке.
Сейчас, когда до их старта остались считанные месяцы, фавориты уже определены.
Пока самой яркой и оригинальной фигурой в лагере республиканцев является Дональд Трамп, миллиардер и шоумен.
Партийные активисты, принимающие участие в праймериз и кокусах (организационные формы выдвижения различаются от штата к штату) голосуют вовсе не так, как кому-то хочется. Именно поэтому вперед могут выходить кандидаты априори проигрышные – как Роберт Доул в 1996 году или тот же Маккейн в 2008, старые израненные ветераны войны против молодых энергичных кандидатов-демократов. И потому победа Трампа вовсе не предопределена, и медийная шумиха вокруг его имени скорее дезориентирует. Но Трамп нам интересен сам по себе, вне зависимости от его президентских шансов, как яркая фигура американской жизни – экономической и политической.
Надо сказать, что в России о нем бытует ряд неверных представлений.
Например, что он возглавляет «строительные компании» или «занимается строительным бизнесом». На самом деле, Трамп - девелопер. Это в России до недавнего времени строительные фирмы выступали одновременно в несвойственной им функции организаторов и финансистов застройки. Тогда как в развитом мире финансовые, проектные и организационные функции берут на себя девелоперы — чем Трамп и занимается, а строители — всего лишь скромные подрядчики у них.
Дональд Трамп унаследовал бизнес от отца, также профессионального девелопера и риелтора, погрузившись в него с 22 лет, сразу после окончания университета. Поскольку девелоперско-риелторский бизнес находится на стыке многих других, неудивительно, что деловые интересы Трампа простираются в самые разные сферы – от казино до гольф-клубов.
Важная составляющая бизнес-империи Трампа – торговля раскрученным брендом, своим именем. Forbes в 2011 году оценил его в $200 млн. Отсюда обилие «трампов» по всему миру – американец предоставляет фамилию в название всевозможных небоскребов, деловых центров, получая за это немалые выплаты. Если вы встретите где-нибудь в Гонконге «Трамп» в названии – это вовсе не должно создавать впечатление, что миллиардеру тут что-то принадлежит. Это просто франшиза имени. При этом Дональд Трамп — типичный американский бизнесмен, который не просто заработал денег, но еще и получает с них двойную мзду, начиная поучать других как это делать – отсюда бесконечный поток книг под его маркой о том, как правильно вести бизнес.
От карьеры удачливого motivational writer неудивителен переход к ипостаси продюсера и шоумена, ведущего популярной передачи The Apprentice. Трамп далеко не самый богатый американец (по разным оценкам он где-то в конце второй сотни миллиардеров), но другие не любят публичности и шумихи, а он смакует свою известность. В этом смысле он классический «селебрити», и уже не может остановиться или пребывать в тени, ибо умолчание приносит ему прямой финансовый ущерб.
Так что к участию в президентской гонке подошел вовсе не случайный человек, а один из самых известных людей в Америке. А паблисити для тамошней политики – важнейший залог успеха.
И вот этим своим качеством из всех предшествующих президентов кандидат Дональд Трамп более всех напоминает Рональда Рейгана.
Рейган, известный под прозвищами «великий коммуникатор» и «тефлоновый президент» тоже пришел в политику поздно и из шоу-бизнеса. Свои прозвища он получил за уникальную способность к убеждению собеседника, к созданию имиджа человека верящего в то, что говорит. Всеамериканскую известность Рональд Рейган получил вовсе не как голливудский киноактер, а как один из первых телевизионных ведущих - в шоу «Театр Дженерал электрик». Также, подобно Трампу он выступал в роли motivational, но только не писателя, а популярного спикера.
Долговременный опыт ведения телепрограмм дает не только публичность и известность (фраза Трампа "you're fired" стала своего рода брэндом), но и такие жизненно необходимые для публичного лидера навыки, как умение легко и непринужденно держаться, быть находчивым, остроумно дискутировать.
Но тем, что оба причастны к шоу-бизнесу (Трамп еще и владелец конкурса «Мисс Вселенная»), сходство не исчерпывается. Рейгану в 1981 году было 70 лет, как Трампу будет в следующем. И это тоже показательно. Америка устала от молодых многообещающих президентов – Клинтона, Обамы, да и Буш-младший вовсе не являлся стариком на момент избрания. В цене опять умудренность и жизненный опыт. Рейган пришел в Белый дом на волне реакции на провальное правление значительно более молодого Джимми Картера. Причем и Рейган, и Трамп не воспринимаются как старики, этим они разительно отличаются от того же Маккейна с его сединой и инвалидностью.
Республиканский лагерь после Буша-младшего находился в кризисе. Республиканцы не могли выдвинуть сильного и популярного лидера — их кандидат в 2012 году Митт Ромни был воплощением заурядности и банальности. Им нужна новая повестка дня, новые имена. В свое время Рейган стал ответом республиканцев на скандал с Никсоном. Сара Пейлин, помелькав недолго, оказалась недостаточно основательной, и в потенциальных лидерах надолго не задержалась.
Сейчас Трамп отвечает запросу на свежие силы. Он не связан со старым истеблишментом республиканцев. Он своей жизнью и делом воплощает лозунги Республиканской партии – «главное занятие американца – это бизнес» и «опора на себя, недоверие к государству». Он колоритная личность. При этом его демарши — в пределах устоявшихся правил. Он не радикал и не экстремист.
Рейган был единственным президентом США, прошедшим через развод (воплощая при этом консервативные ценности). Трамп женат уже в третий раз, но никому и в голову не приходит ему делать упреки по этой части — пуританская Америка легко прощает подобное людям из шоу-бизнеса, из медийной тусовки.
Америка — давным-давно устоявшееся общество. В ней в том числе существует стандартный путь в президенты, коими обычно становятся сенаторы либо губернаторы. Последним исключением из правил (Форда – бывшего конгрессмена, мы не берем, поскольку он не был избран, а Буш-старший, также из конгрессменов, в президенты был выдвинут как действующий вице-президент) стал Эйзенхауэр более шестидесяти лет назад.
Выдвижение Трампа будет нарушением этой традиции.
Американцам крайне важно, чтобы их лидер прошел через публичную политику и через выборные должности, ибо это помогает оценить потенциал политика как государственного деятеля, и неизбежно засвечивает его «скелеты в шкафу». Плюс пребывание во власти дает необходимую поддержку аппарата партии, ее актива, знакомство с ее боссами, и вообще, нужными людьми в политике. Человек с улицы в ней не приветствуется. И это самое слабое место Трампа. Рейган стал президентом, имея в запасе два губернаторских срока в Калифорнии. Он не был чужим для своей партии, для ее верхушки. Будь он просто актером или телеведущим, Белого дома ему бы не видать.
Обама к 2008 году имел мизерный опыт руководства, да и политический тоже, но это было неважно, поскольку он прошел теми же ступенями, что и его предшественники. А поскольку механизмы управления в США отработаны до мелочей, то человек без навыков руководства даже прачечной — как тот же Обама, вполне справляется с руководством ядерной сверхдержавой. В Америке — в отличие от России не требуется пресловутый «управленческий» опыт, а надо просто быть лидером, человеком, принимающим решения и берущим на себя ответственность.
Трамп с одной стороны, давно уже известная фигура, а в 2000-м даже попытался выдвинуться в президенты от одной из малых партий, с другой — он ни разу никуда не выбирался. Избиратель не знает его как государственного деятеля, не знает, как он работает в системе власти. Он мог бы по примеру другого миллиардера, Майкла Блумберга, попытаться избраться мэром либо губернатором Нью-Йорка (на эти посты шагнуть сразу из бизнеса можно) «для обкатки», но он не пошел этим путем.
Руководящего и лидерского опыта у Трампа хоть отбавляй, но это не совсем то, ибо политика — это не бизнес. Зря российские миллиардеры думают, что раз они добились многого в бизнесе, то запросто справятся и в политике, поэтому покупают себе должности депутатов и губернаторов, чтобы потом разочароваться. Пока победа Трампа в праймериз представляется весьма сомнительной, но не будем спешить с выводами, ждать осталось недолго. Не исключен, кстати, вариант, что если он не получит номинации от Республиканской партии, то он как техасский миллиардер Росс Перо в 1992 пойдет на выборы самостоятельно в качестве «третьей силы».
Но даже если мы увидим его в президентском кресле – никаких революций ждать не приходится.
Что поменял Обама, чье появление в Белом доме было поначалу такой сенсацией? Да и Рейган по большому счету ничего не изменил. Американцы не любят резких перемен, да и не желают их. Страна живет по конституции принятой еще в 80-е годы XVIII века, с небольшим количеством поправок за все время, половина из которых («Билль о правах») были утверждены все в том же XVIII столетии. На жизни рядового гражданина смена лиц в Белом доме почти никак не отражается.