Дебаты между десятью кандидатами в президенты США от Республиканской партии, прошедшие на телеканале FOX 6 августа, взорвали американскую предвыборную кампанию: миллиардер Дональд Трамп заявил, что, возможно, станет баллотироваться как независимый кандидат, если партия его отвергнет. Причем пока он делает все от него зависящее, чтобы это случилось.
Хотя Трамп, известный как Тhe Donald, является на данный момент ранним лидером республиканской гонки, никто не прочит ему номинацию партии и победу на праймериз. В то же время ни Джеб Буш, бывший губернатор Флориды, ни Скотт Уокер, губернатор Висконсина, на которых делают ставку, соответственно, республиканский истеблишмент и «Движение чаепития» (Tea Party Movement — правое крыло республиканцев), на дебатах, мягко говоря, не сверкали.
Впрочем, давайте по порядку. Трамп — непроходной кандидат. У него проблемы с важнейшими электоральными группами, например с женщинами, которых он оскорбляет, называя одних «жирными свиньями», других «собаками», а о третьих говорит, что они «отвратительны», когда кормят младенцев грудью. Заявив, что из «глаз и еще чего-то» ведущей теледебатов Мегин Келли течет кровь, Трамп также нарушил правила хорошего тона и политической корректности. Приглашения выступить на важных республиканских предвыборных митингах были отменены.
Другая проблемная электоральная группа — испаноязычные избиратели, которых в США десятки миллионов. Трамп — это мистер Понаехалитут. Он заявил, что Мексика отправляет в Штаты преступников, которые убивают американцев, а «тупое» правительство США ничего не делает. Такие выступления находят поддержку у белых малообразованных жителей маленьких городков, в основном мужчин.
Однако большая часть населения США считает нелегальных иммигрантов из Мексики и других стран Латинской Америки трудягами и экономическими беженцами, поэтому относится к ним достаточно лояльно. Их нанимают в агропроме, в гостиницах и на кухнях. Трамп же призывает построить стену на американо-мексиканской границе, что поддерживается большинством республиканцев.
Но ситуация с Дональдом осложняется еще и тем, что он отказался дать обет поддержки любого кандидата, которого Республиканская партия сочтет достойным ее представлять на национальных выборах. Тем самым он стал «маньчжурским кандидатом», угрожающим уничтожить любого своего конкурента и шансы партии на победу.
Трамп стал громоотводом для недовольных. Его даже сравнивали с Жириновским образца 1990-х.
Но аналогия неверна. Трамп — миллиардер и бизнесмен. Имел трех жен-блондинок и даже спонсирует конкурс королев красоты. Он не профессиональный политик, в отличие от Владимира Вольфовича. Кроме того, в связях со спецслужбами не замечен.
Трамп на дебатах хвастался, что покупает политиков: «Я многим даю деньги, и когда мне что-то нужно, они приходят и делают, что я хочу». При этом он был зарегистрирован как демократ до 2009 года и близок к чете Клинтонов. Хиллари была у него на свадьбе в 2005 году. Трамп объявил о своей кандидатуре после телефонного разговора с Биллом Клинтоном. Многие считают, что неслучайно.
Но свет клином на Дональде не сошелся. На дебатах неплохо смотрелся молодой сенатор из Флориды Марко Рубио. Вырос он в небогатой семье кубинских эмигрантов, говорит складно, опять же испаноязычный, занимает жесткие позиции по международным вопросам, включая Иран. К России относится настороженно, как и другой кандидат кубинского происхождения — молодой сенатор от Техаса Тед Круз.
Круз, кстати, был канадским гражданином до 2014 года. Он сын бармена, ставшего протестантским проповедником. Был генпрокурором Техаса, выступал перед Верховным судом США, выигрывал процессы. Но он слишком прямолинеен, борется с руководством республиканцев в Сенате и даже обозвал лидера сенатского большинства Митча Макконела лжецом прямо в зале Сената, что является непрощаемым оскорблением.
Для того чтобы республиканцам выиграть национальные выборы, им, на мой взгляд, нужен центрист с сильным резюме. Ни любимец «Движения чаепития» Уокер, ни Рубио, ни Круз таковым не являются.
Но если не Буш, то кто? Может быть — губернатор штата Огайо Джон Кейсик. Если он победит на выборах, то станет первым американским президентом со славянскими корнями. Его отец, работавший почтальоном, был сыном чешских иммигрантов, носивших фамилию Касич. Мать — хорватка по фамилии Вукович.
Кейсик был успешным конгрессменом, занимал пост председателя Бюджетного комитета Палаты представителей, работал инвестиционным банкиром в ныне разорившейся фирме Lehman Brothers, был переизбран с огромным перевесом в Огайо, где власть постоянно переходит от демократов к республиканцам и наоборот (так называемый swing state, колеблющийся штат).
Кейсик, в отличие от других республиканцев, поддержал медицинскую страховку для бедных (Medicaid) и заявил, отвечая на вопрос ведущих, что если бы его дочка оказалась лесбиянкой, то он продолжал бы ее любить. Тем самым продемонстрировал человечность, а не идеологическую отмороженность.
Чтобы добиться победы, республиканцы должны перетянуть на свою сторону латиносов и женщин. Для этого «консерватор с сердцем» Кейсик должен выиграть праймериз, а молодой Рубио мог бы стать сильным кандидатом в вице-президенты.
Конкуренцию Марко Рубио может составить Карли Фиорина, бывшая гендиректор огромной технологической компании Hewlett-Packard. Однако инициировав слияние с другим производителем персональных компьютеров — Compaq, Фиорина уволила огромное количество сотрудников, а цена акций НР за время ее руководства компанией упала более чем на 50%. После чего она ушла из Hewlett-Packard, не дожидаясь, пока cовет директоров ее уволит. Фиорина также проиграла сенатские выборы в Калифорнии ультралиберальной Барбаре Боксер, и ее оппоненты законно ставят вопрос: а чего, собственно, она добилась в жизни? Хотя Фиорина малоизвестна и не участвовала в главных дебатах, скорее всего, ее «переведут в старшую группу» — за достижения в дебатах менее популярных кандидатов, куда попал и бывший губернатор Техаса Рик Перри.
Стоит добавить, что на дебатах телеканала FOX заработал очки Бен Карсон — афро-американский «антиполитик». Карсон возглавлял отделение нейрохирургии, является верующим христианином и очень консервативен. У него, безусловно, есть шарм аутсайдера, но когда кандидат на пост Верховного Главнокомандующего рекомендует прибалтийским государствам «вступить в НАТО», шарм тускнеет.
На первых дебатах о внешней политике, тем более о России, говорилось слишком мало.
Да, Обаму критиковали как слишком мягкого президента, которого не боятся «плохие парни». Иран был темой номер один, и многие кандидаты обещали отменить соглашение о ядерной программе, ставшее главным достижением президентства Обамы.
Однако гонка только начинается. Впереди еще 11 телевизионных дебатов. Там-то мы и услышим о том, как видят кандидаты будущие отношения США с окружающим миром, в том числе и с Россией.