Главная экономическая новость года прошла почти незамеченной: по данным МВФ, Китай обогнал США по масштабам экономики. При этом мы видим, как Китай быстро набирает не только экономический, но и геополитический вес, в то время как США продолжают разбазаривать свое глобальное лидерство из-за жадности элит и бесконечной войны на Ближнем Востоке.
Подъем Китая — знак времени, но и возвращение в прошлое.
Китай стал единым государством более 2000 лет назад и, как свидетельствуют факты, был больше (в пересчете на паритет покупательной способности) любой другой экономики в мире примерно до 1889 года, когда США его затмили. Теперь, 125 лет спустя, соотношение изменилось вновь.
С ростом экономической мощи пришло геополитическое влияние. Китайских лидеров чествуют по всему миру. Многие европейские страны смотрят на фактор Китая как на важнейший для обеспечения собственного экономического роста. Африканские лидеры рассчитывают на Китай как на незаменимого партнера в развитии инфраструктуры и бизнеса. Экономические стратеги и лидеры бизнеса Латинской Америки смотрят на Китай по крайней мере не меньше, чем на США. Япония после периода напряженности делает шаги по улучшению отношений с Поднебесной. Даже Россия начала склоняться в сторону Пекина, устанавливая с ним более прочные связи по многим направлениям, включая энергетику и транспорт.
Как США после Второй мировой войны, Китай сейчас готов выложить реальные и большие деньги, чтобы построить прочные экономические и инфраструктурные связи со странами по всему миру, которым лидерство Китая выгодно, поскольку позволяет решать свои проблемы развития.
Количество китайских инициатив ошеломляет. Только в прошлом году Китай запустил четыре проекта, которые обещают заметно расширить его роль в мировой торговле и финансах. Китай вместе с Россией, Бразилией, Индией и Южной Африкой участвовал в создании нового банка развития, который будет базироваться в Шанхае. Новый Азиатский инвестиционный инфраструктурный банк, основанный в Пекине, поможет финансировать крупные железнодорожные и энергетические проекты. «Новый Шелковый путь» должен соединить Китай со странами Восточной, Южной и Центральной Азии, а также Европы за счет расширения сети железнодорожных и автомобильных дорог и оптоволоконных линий связи. Наконец, целью «Морского Шелкового пути», должно стать развитие торговли в Восточной Азии и Индийском океане.
Все эти инициативы предполагают инвестиции в сотни миллиардов долларов в ближайшие десятилетия, ускорение роста в партнерских странах и углубление их производственных, торговых и финансовых связей с Китаем.
Нет гарантии, что все намеченное удастся. Китай сталкивается с огромными внутренними проблемами, в том числе растущим неравенством, загрязнением среды, необходимостью перехода к более энергоэффективной экономике, наконец, теми же проблемами на финансовом рынке, от которых страдают США и Европа. И если Китай становится слишком агрессивным в отношениях с соседями, например требует уступить богатые нефтью участки в спорных водах, это создает серьезную дипломатическую напряженность.
Легкую прогулку под парусом никто Китаю не обещает — впрочем, как и любой другой стране, если на то пошло.
Но поразительно, как на фоне бурного развития Китая США, кажется, делают все возможное, чтобы растратить свои экономические, технологические и геополитические преимущества. Политическая система США — в руках представителей жадной элиты, чьи узкие цели вроде сохранения корпоративных и личных налоговых ставок, увеличивающих их огромные состояния, не помогут сохранить экономическое лидерство страны в мире. Они пренебрегают оказанием финансовой помощи другим странам и тем самым открывают двери Китаю как новому глобальному инвестиционному лидеру.
Хуже того, пока Китай только пробует свои геополитические мускулы, единственное направление внешней политики США, которому уделяется внимание, — безостановочная и бесплодная война на Ближнем Востоке. США истощают свои ресурсы и энергию в Сирии и Ираке точно так же, как когда-то во Вьетнаме. Между тем Китай избегает зарубежных военных передряг, предпочитая экономические инициативы по принципу win-win.
Экономический подъем Китая может внести вклад в глобальное благополучие, если его лидеры сосредоточатся на инвестициях в развитие инфраструктуры, экологически чистой энергетики, здравоохранения и других международных приоритетов.
Но мир был бы лучше, если бы США наряду с Китаем играли более конструктивную роль.
Недавнее заявление Барака Обамы и Си Цзиньпина о двусторонних соглашениях по климату и развитию чистой энергетики указывает лучший из возможных путей. Американская военная политика на Ближнем Востоке демонстрирует худший.
© Project Syndicate