Резкая реакция президента США Барака Обамы на гибель малайзийского «Боинга» на Донбассе — знаковое событие для все ухудшающихся российско-американских отношений. Америка волей-неволей возьмет на себя лидерство в деле поиска и наказания виновных в этом преступлении. Но теперь у нее появятся союзники, которых не было раньше: страны Евросоюза, Юго-Восточной Азии, международные организации. Хотя поддержка «партии и правительства» внутри России зашкаливает, страна находится на пути к беспрецедентной самоизоляции. А это чревато экономическими трудностями.
Таким образом, одним ракетным ударом безграмотные сепаратисты и их кураторы (уверен, что ответственность лежит именно на них), объединили против России новую коалицию. Попробуем просчитать последствия такого развития событий.
Конфликт между Россией и Украиной превращается из регионального в международный.
В число организаций, которые будут заниматься расследованием варварского акта, попали не только беззубая ОБСЕ, но и, например, Международная организация гражданской авиации, куда уже обратилась Украина с просьбой помочь в расследовании, Всемирная организация здравоохранения WHO (потерявшая Гленна Томаса, одного из своих функционеров), Международный уголовный суд (ICC) и другие.
Международные организации всегда находятся в дефиците легитимности — их, в конце концов, никто не выбирал. Но им хочется утвердить свою юрисдикцию по отношению к официальным лицам. Например, тем, кто санкционировал передачу «Буков» пророссийским сепаратистам на Украине.
То, что на борту самолета было 192 голландца, втягивает и Евросоюз в конфронтацию между Россией и Западом. Это меняет ранее существующую ситуацию, когда бизнес в Европе, особенно в Германии, резко сопротивлялся экономическим санкциям.
Малайзия будет подтягивать своих партнеров по организации АСЕАН в Юго-Восточной Азии в антироссийскую коалицию. Япония, зависящая от американской военной защиты от Китая, также встанет в кильватер Запада, присоединившись к санкциям против России.
Ученые, погибшие на малайзийском борту, и прежде всего профессор Джеп Ланге, мировое светило в области борьбы со СПИДом, пользовались огромным уважением.
42-й президент США Билл Клинтон выступит на панихиде по Ланге, организованной Международным обществом по борьбе со СПИДом. Фонд Клинтона — один из лидеров в борьбе со СПИДом в США и развивающихся странах.
Клинтон до сих пор является одним из наиболее влиятельных мировых лидеров со связями не только в США и в Европе, но и на Ближнем Востоке. Хиллари Клинтон будет баллотироваться на пост президента США в 2016 году.
Клинтоны — де-факто руководители умеренного крыла Демократической партии, которое включает сенаторов и конгрессменов, голосующих по санкциям против России. Хиллари известна своими антипутинскими комментариями и не забыла, что ее держали в приемной два часа перед встречей с российским президентом. Элита Демократической партии поддержит не только президента Барака Обаму, но и своего будущего кандидата в деле эскалации санкций.
Республиканцы, включая лидера антироссийского блока в Сенате Джона Маккейна и бывшего кандидата на пост президента Митта Ромни, также за ужесточение санкций. Единственные, кто им мешал, это представители большого бизнеса, зарабатывающие десятки миллиардов долларов в России. Это такие корпорации, как Boeing, Coca-Cola, Caterpillar. Но теперь, после гибели авиалайнера, они «ушли в несознанку», понимая, что в нынешней ситуации борьба за бизнес в России нецелесообразна. Большой американский бизнес безмолвствует.
В Европе немецкие концерны будут стоять до конца, защищая свои «гешефты» с Россией. Газ гуще крови. Но ситуация поменялась с гибелью над Донбассом голландцев и других европейцев. Фрау Ангела Меркель не сможет бесконечно противостоять санкциям.
Как будет реагировать Россия?
Внутриполитическая динамика и реакция народа на войну за Донбасс и Украину благоприятствует нынешней власти. Более 80% населения говорят, что они поддерживают президента. Но всплески патриотизма были и в начале Крымской, и Русско-японской, и в начале Первой мировой войн. Руководство чувствует себя более спокойно в атмосфере осажденной крепости и делает все, чтобы эту крепость отстроить и окружить колючкой, пулеметными вышками и ракетами «Бук». Для этого нынешняя политика и в отношении Украины, и внутри страны, по всей вероятности, будет продолжаться.
Курс на развитие отношений с Китаем, включая недавнюю газовую сделку века, иллюзии экономического сотрудничества со странами БРИКС, Евразийский Экономический Союз — все это эрзац настоящей международной экономической интеграции.
Однако если не произойдет дипломатического прорыва, затяжная и кровавая каша на Украине будет продолжаться как минимум всю осень. Перед Россией стоит выбор: выйти из конфликта и добиться отмены санкций или потихоньку скатываться к режиму «осажденной крепости».
Многое зависит от путинского «политбюро»: понимает ли оно, что ему будет гораздо хуже от продолжения войны, чем от ее завершения. Для этого Запад (США во главе с Обамой и Клинтонами и Евросоюз во главе с Ангелой Меркель) должен четко и ясно сформулировать — где морковки (стимулы), а где палки (санкции).
На каких условиях войну можно завершить?
К сожалению, чем дольше идет война, тем больше Россия будет превращаться в ультранационалистическое, авторитарное государство. Полицейский авторитаризм плюс перманентная война на границах (Чечня, Грузия, Украина) будут определять и сознание, и бытие. То есть состояние экономики России. А она, экономика, в свою очередь будет определять сознание. Замкнутый цикл.
Так что в авторитарной России XXI века музыку заказывать будет ВПК и спецслужбы. То есть Дмитрий Рогозин будет закачивать миллиарды в подготовку своей попытки воцарения, а генералы спецслужб — грызть остатки «сислибов» и друг дружку. Со всеми вытекающими из этого последствиями, включая еще большую изолированность от ненавидимого Запада и еще более многочисленные и тяжелые конфликты по границам.