Фраза незадачливого советского премьера Валентина Павлова «Хотели как лучше, а получилось как всегда» (потом ее процитировал Виктор Черномырдин), похоже, сказана все-таки про Украину.
Олигархическая модель украинской экономики дала небольшой сбой только в последние два года правления Виктора Януковича, когда президентская семья стала оттеснять «клуб миллиардеров» от источников денег, в основном околобюджетных. Да и то компании самого богатого человека страны Рината Ахметова продолжали исправно выигрывать государственные тендеры.
Долго «семейная» бандитская диктатура протянуть не могла: рядовым украинцам и среднему бизнесу она была уж слишком отвратительна. В основном бандитским своим аспектом, ярко проявившимся в неуклюжем насилии против Майдана.
Но поскольку у Майдана не было настоящих лидеров — радикалы из всяких «Правых секторов», пользовавшиеся лишь ситуационной поддержкой, и рядовые нехаризматичные организаторы майданной самообороны и самоуправления не в счет — кто-то должен был взять власть. Ближе всех к правительственным креслам оказалась парламентская оппозиция, тоже не имевшая народной поддержки, зато обладавшая хоть какой-то легитимностью. Впрочем, чтобы хоть как-то контролировать ситуацию, этой власти тут же понадобились олигархи: два миллиардера, Игорь Коломойский и Сергей Тарута, сделались губернаторами Днепропетровской и Донецкой областей соответственно. Как сказал Коломойский в перехваченном телефонном разговоре с бывшим «семейным» фронтменом Сергеем Курченко, «Кто может лучше меня быть?»
Лучше олигархов в Украине не может быть никого: это их страна. После любой революции они прибирают ее к рукам, потому что больше некому.
Поэтому самого вероятного претендента на президентство в результате выборов 25 мая зовут Петр Порошенко.
Этот хитрейший из всех украинских миллиардеров в конце 1990-х был союзником Виктора Медведчука, кума Владимира Путина, в рядах социал-демократической партии. В начале 2000-х участвовал в создании политической силы, позднее получившей название «Партия регионов». В середине 2000-х получал политические дивиденды от дружбы с Виктором Ющенко — служил при нем и главой Совета национальной безопасности и обороны, и министром иностранных дел. Да и после избрания Виктора Януковича президентом никуда не делся и в 2012-м поработал министром экономики.
При всех властях Порошенко занимался политикой и параллельно богател.
Иногда он — случайно и ненадолго — оказывался не на той стороне в подковерной борьбе и тогда обвинялся в строительстве изобретательных противоналоговых схем, но ни разу не был осужден, как это случается в результате украинской подковерной борьбы. Просто его сторона вовремя брала верх. Вот и в последние месяцы он занял сторону Майдана, был на нем частым гостем, его видели в самых горячих местах — а власть пыталась взыскать с него накопившиеся якобы налоговые долги. Обошлось, нет больше этой власти.
Недавно Порошенко снова заключил альянс — с Виталием Кличко, который мог бы отобрать у него часть голосов на президентских выборах. Союз сформировался после того, как Порошенко и Кличко встретились в Вене еще с одним олигархом — Дмитрием Фирташем, ожидающим там экстрадиции в США по коррупционным обвинениям. Да, Фирташ на свободе только под залог в €125 млн, но он важный политический игрок, как и Порошенко, процветавший при всех президентах и проводивший немало депутатов в Верховную Раду. А значит, для Порошенко он приемлемый если не союзник, то партнер по переговорам.
И Порошенко, и его главный конкурент Юлия Тимошенко, чья партия «Батькивщина» сейчас, по сути, находится у власти — наверняка ведут закулисные переговоры с Ахметовым, который по-прежнему силен на Востоке Украины и теперь рулит остатками изгнанной из власти Партии регионов. За власть эта партия сейчас не борется — не только из-за отсутствия шансов, но и потому что Ахметов хорошо знает обоих ведущих кандидатов и договорится с победителем.
Порошенко обещает оставить в кресле премьера Арсения Яценюка; возможно, он сохранит должность и при Тимошенко. Почему бы и нет: его «правительство камикадзе» не предпринимает никаких антиолигархических шагов. Обещанные непопулярные меры в специальном законе «Об избежании финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» имеются во множестве: тут и налогообложение пенсий, процентов по депозитам и покупки валюты, и повышение акцизов, и подорожание услуг ЖКХ и газа для населения, и отсутствовавший раньше НДС на лекарства. Если, однако, одной из главных проблем украинской экономики при прежних властях был неприкрытый грабеж бюджета через незаконный возврат НДС, госконтракты, контрабанду и налоговые льготы для компаний, торговавших импортными углеводородами, то против этого грабежа никаких законодательных мер не принимается.
Украинцы радуются, что система госзакупок теперь стала прозрачнее (примерно как в России, где эта прозрачность не очень-то мешает откатам), что в налоговую и таможенную службы пришли руководителями профессионалы из частного сектора. Но ни Виталий Науменко из KPMG, возглавивший таможню, ни главный налоговик, поработавший в UBS Игорь Билоус в своих первых программных выступлениях не делали акцента на закрытии олигархических схем. Возможно, при них — и президенте Порошенко или Тимошенко — среднему и малому бизнесу станет несколько легче жить, потому что в действиях власти появится логика.
Но основы системы, сложившейся в Украине за годы независимости, никуда не денутся.
Возможно, в этом нет ничего страшного: бандитизм Януковича, и вправду, был хуже, чем все, что предшествовало ему в истории страны. Но на большой экономический скачок с такими всадниками, как украинские олигархи, рассчитывать вряд ли стоит: это люди, которым выгодна видимость изменений, а не сами изменения.