19 января политический кризис на Украине вошел в новую фазу. После того как накануне Верховная Рада вопреки сопротивлению оппозиции приняла пакет законов, направленных на резкое усиление ответственности для участников массовых протестных акций, произошел новый всплеск «майданной» активности. На очередное Народное вече на Майдане независимости вновь, как и в декабре прошлого года, собралось более 100 000 человек. Лидеры парламентской оппозиции заявили о намерениях создать параллельные органы власти, отряды самообороны, разработать и утвердить новую Конституцию, провести народное голосование о недоверии и отставке президента Виктора Януковича. Одновременно было заявлено о недопустимости использования насильственных методов в борьбе с властью. Но уже первая реакция многих участников митинга показала, что не все присутствующие на майдане разделяют стратегию мирной борьбы. А через несколько часов наиболее радикально настроенные протестующие пошли на штурм милицейского оцепления, которое закрывало путь к зданиям правительства и парламента.
quote_block node/248107
То, что происходило в центре Киева вечером 19 января и в понедельник 20 января, можно назвать «странной войной». Столкновения происходили только в одном месте — возле стадиона «Динамо» (недалеко от Майдана и здания правительства). В других местах столицы Украины никаких стычек милиции и участников протестов не было. Столкновения носили сугубо позиционной характер, ограничились специфической «перестрелкой». Десятки людей были ранены, в том числе около тридцати журналистов, пострадавших от прицельных выстрелов из травматического оружия. Милиция могла несколько раз перейти в контратаку на нападавших, но так и не сделала этого. А у нападавших явно не было сил для прорыва оцепления. Утром 21 января столкновения прекратились так же внезапно, как и начались.
Что это было? Стихийный выброс агрессии со стороны радикального крыла протестующих, которые «застоялись» в мирной акции на Майдане? Совместная работа на телевизионную картинку, когда одна сторона (радикалы) пыталась опять зажечь огонь революции, возбудить своих потенциальных сторонников и привлечь внимание международного сообщества, а вторая сторона (власть) демонстрировала «агрессивное лицо Майдана» и готовила повод для силового подавления протестов? Спонтанная репетиция будущей гражданской войны?
Доля истины есть в каждом из этих утверждений.
Но стало очевидным и другое. Ситуация остается патовой. Ни власть, ни оппозиция не имеют решающего перевеса. Кризис начал выходить из-под контроля. Лидеры парламентской оппозиции уже не могут сдерживать радикальное крыло Майдана и тех протестующих, кто просто требует более решительных действий. Страна вплотную подошла к рубежу, за которым политическое противостояние может перерасти в силовой конфликт, а по сути — в гражданскую войну. Обе стороны боятся перейти роковую черту, но и отступать не собираются.
Что же дальше? Возможны следующие сценарии развития событий:
Умеренно-силовой сценарий. Постепенное (пошаговое) наведение порядка с ограниченным применением силы и репрессивных мер. Масштабное применение силы против Майдана в нынешней ситуации чревато жертвами (о первых погибших в столкновениях людях стало известно уже утром 22 января), а это может спровоцировать самую настоящую гражданскую войну как минимум в партизанских формах, а также неизбежные санкции со стороны Запада. Для многих украинских руководителей это будет чувствительным ударом, так как в Европе и США у них есть бизнес, недвижимость и банковские счета. Поэтому в рамках данного сценария постараются избежать арестов оппозиционных лидеров, масштабных репрессий и чрезмерного использования силы. Но вот удастся ли удержать «в рамках» ретивых исполнителей и жаждущий мести «Беркут»? И не будет ли ответного применения силы со стороны Майдана, защитникам и активистам которого нечего терять (или выход из кризиса на приемлемых условиях, или тюрьма).
Переговоры между властью и оппозицией, согласование компромиссной формулы выхода из политического кризиса. Требования оппозиции (досрочные перевыборы президента и парламента, отставка правительства) неприемлемы для Януковича. И вплоть до последнего времени украинские власти игнорировали основные политические требования майдана и само общение с лидерами оппозиции. Но вспышка кризиса подтолкнула президента к изменению этой тактики. Он встретился с наиболее популярным лидером оппозиции Виталием Кличко, а также создал рабочую группу для переговоров. Но реальные переговоры так и не стартовали. Стороны торгуются о том, кто с кем должен разговаривать (оппозиционные лидеры требует публичных переговоров лично с Януковичем), настаивают на выполнении предварительных условий.
Еще сложнее будет найти компромисс, который потребует взаимных уступок.
Потенциально компромисс возможен по следующим вопросам: отмена или приостановка действия «антимайданных» законов, принятых 16 января; гарантии демократичности предстоящих президентских выборов (наличие представителей оппозиции в составе Центральной избирательной комиссии; правовые и политические гарантии участия оппозиционных лидеров в президентских выборах, поскольку Виталия Кличко не хотят на них допускать); демилитаризация центра Киева (вывод «Беркута» и внутренних войск, снятие баррикад на Майдане, разблокирование правительственного квартала, освобождение оппозицией захваченных ею зданий Киевской городской администрации и Дома профсоюзов). Гораздо сложнее (и вряд ли возможно) будет найти компромисс по вопросу отставки правительства Николая Азарова и формированию нового кабинета. Переговоры могут сорваться в любой момент. Но даже если компромисс будет достигнут, то часть майдана может не признать его и попытается продолжить противостояние. Могут возникнуть серьезные проблемы и в процессе реализации компромисса, что сопряжено с рисками возобновления конфликта.
Создание майданом параллельных органов власти. Такой план уже заявлен оппозицией, но его практическая реализация вызывает большие сомнения. В лучшем случае его можно будет осуществить только в трех областях Галичины, частично в Киеве и в ряде городов и районов Центральной Украины и Волыни. Но тогда это путь к расколу страны. В худшем случае это спровоцирует силовые действия власти против оппозиции.
Кризисное противостояние продолжится вплоть до окончания президентских выборов с периодическими всплесками конфликтов и последующим относительным снижением политического напряжения. В рамках этого варианта возможны частичные проявления и трех вышеназванных сценариев.
Как бы ни развивалась политическая ситуация на Украине, очевидно, что быстрого и легкого выхода из нынешнего кризиса не предвидится. Для его преодоления потребуется время, а также более ответственное отношение элит к судьбе своей страны.