В прошлую среду Express — бесплатная версия газеты Washington Post — вышел с коллажем на всю первую полосу: Владимир Путин в костюме фигуриста. «Сочи — это шанс России блеснуть или упасть лицом в грязь», — гласит подзаголовок.
На 13-й странице фотографии российского президента в красной хоккейной форме и шлеме и в черном лыжном костюме. Хочешь не хочешь, но Путин стал образом Олимпиады в гораздо большей степени, чем кто-либо из лидеров западных стран, где ранее проводились Игры. Это его дитя.
Исход Олимпиады повлияет не только на имидж России, но и на имидж ее руководителя. Темы, поднятые в западных медиа в преддверии сочинских Игр, включают угрозу террора, права геев, внутреннюю политику Москвы, межэтнические и межрелигиозные отношения и права человека, а также заоблачную стоимость олимпийских объектов — не обязательно именно в таком порядке.
К сожалению, пока информационный фон не идет на пользу имиджу страны.
Взрывы в Волгограде привлекли внимание к конфликту на Северном Кавказе. С одной стороны, американцы лучше других понимают необходимость жестких мер для предотвращения терактов. Большие спортивные мероприятия сопровождаются в США беспрецедентным присутствием полиции, включая SWAT teams (американский ОМОН со снайперами и в бронежилетах). Не забыта и трагедия Бостонского марафона, когда от взрывов бомб, заложенных братьями Царнаевыми, погибли трое и были ранены более 170 человек.
Но, с другой стороны, правозащитные организации критикуют Кремль не только за массивное присутствие полиции в Сочи, но и за прослушку телефонов и «просвечивание» компьютеров через систему СОРМ, похожую на «мероприятия» Агентства национальной безопасности, раскрытые Эдвардом Сноуденом.
Профессор Марк Галеотти, эксперт по спецслужбам и полиции, считает, что российские службы безопасности «готовятся к «тяжеловесной» операции», в которой могут нарушаться права олимпийских туристов, включая представителей сексуальных и национальных меньшинств, неправительственных организаций, местных жителей, и т. д.
Госдепартамент США регулярно выпускает бюллетени, предостерегающие американцев от опасностей за рубежом. 10 января ведомство решило призвать гостей Сочи к бдительности «из-за угроз потенциальных террористических атак, преступности и ненадежного медобслуживания».
Бюллетень упомянул террористов так называемого Кавказского Эмирата Доку Умарова в качестве главных подозреваемых. ФБР отправит в Сочи «ограниченный контингент» из нескольких десятков своих агентов для охраны VIPов американской делегации и помощи в случае эвакуации. Планы такой эвакуации подготовлены, нанято пять самолетов, которые могут быть задействованы в случае террористической атаки с большим количеством раненых.
Проблемой, вызвавший полубойкот Сочи лидерами западных демократий, стал закон о «пропаганде гомосексуализма». Впервые с 2000 года президент, вице-президент или первая леди не будут представлять США на Олимпиаде. Более того, ни одного члена кабинета Барака Обамы не будет в составе американской делегации.
Вместо этого президент, который очень много сделал для геев в США и для которого сексуальные меньшинства, в первую очередь, являются важной группой избирателей Демократической партии, решил отправить в Сочи трех бывших звезд спорта, являющихся геями, во главе с легендой тенниса и активисткой-лесбиянкой Билли Джин Кинг, завоевавшей 39 титулов на турнирах «Большого шлема». При этом Американский олимпийский Комитет ведет себя корректно, призывая спортсменов оставить политику при въезде в Сочи. Для большинства граждан страны будет скорее важно отсутствие суперзвезд зимнего спорта — к примеру, травмированной лыжницы Линдси Вонн и завершившего карьеру конькобежца Аполо Оно. Зато зрители из США будут активно болеть за хоккейную сборную из звезд НХЛ и сноубордиста Шона Уайта.
После знакового шага президента Германии Йоахима Гаука, отказавшегося ехать в Сочи, и главы других западных государств и правительств решили смотреть Олимпиаду по телевидению. СМИ уже предвкушают картинку, на которой Путин окажется в окружении Александра Лукашенко и Виктора Януковича.
В этих условиях Россия признала репутационные риски Игр. Путин помиловал Михаила Ходорковского, под амнистию попали участницы Pussy Riot и 30 активистов Greenpeace, задержанных в международных водах. Возможно, освобождены они ради того, чтобы не быть раздражителями в международном освещении Олимпиады — и России в целом.
Коррупция — другой бич страны. Причем обвинения исходят уже не только от российских оппозиционных политиков, таких как Борис Немцов, но и от таких «тяжеловесов» МОК, как швейцарец Жан-Франко Каспер. 69-летний председатель Международной лыжной федерации заявил, что до трети средств, ассигнованных на Олимпиаду, могла быть расхищена.
Головная боль для организаторов Олимпиады, конечно же, большая, но помнить об этом в случае успеха мероприятия не будут.
Репутационный выигрыш от успешного проведения Игр для России и для президента Путина будет не мал. Он позитивно отразится и на популярности главы государства, и на имидже страны, что поможет при подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года и другим крупным мероприятиям.