К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новый имидж Путина: как российский лидер переиграл Обаму в "сирийские шахматы"

Фото Reuters
Фото Reuters
Отказавшись искать мирный путь решения проблемы химического оружия в Сирии, президент США позволил России перехватить инициативу и загнать себя в угол

То, что предпринял Владимир Путин, может оказаться одним из самых сильных ходов со времен великих русских шахматистов – через своего министра иностранных дел Сергея Лаврова он представил сразу двум, сирийскому и американскому, правительствам путь выхода из военной конфронтации, которая почти никому не нужна.

В понедельник Лавров сказал: «Если установление международного контроля над химическим оружием в этой стране позволит избежать ударов, то мы немедленно включаемся в работу с Дамаском. Мы призываем сирийское руководство не только договориться о постановке мест хранения химического оружия под международный контроль, но и о последующем уничтожении, а также о полноценном присоединении к организации по запрещению химического оружия».

Отлично сыграно, господин Путин. Снимаю перед вами шляпу.

 

На прошлой неделе американское правительство увязло в зыбучих песках. Обсуждение нашей реакции на отравление газом мирных жителей Дамаска, казалось, окончательно свелось к старым политическим трюкам, которые, как мне кажется, сопровождают любую попытку хоть что-то юридически обосновать в сегодняшней Америке. И в это время выяснилось, что только господин Путин сохранил голову на плечах и присутствие духа, что позволяет ему выйти на первый план на мировой арене.

И действительно, пока американская администрация все более погрязает в сценарии – придуманном самим президентом, - который невыгоден никому, Путин успешно воспользовался неразберихой и представил возможность выхода, выигрышного для всех.

 

Если Сирия примет предложение России – а это реальная возможность, при том, что правительство Асада полагается на поддержку со стороны Путина – то получится, что российский президент успешно разрешил проблему, которую на виду у всех создало американское правительство.

По ходу пьесы, Путин еще заработает себе Нобелевскую премию мира.

Если Сирия отвергнет просьбы России, то Путина, конечно, нельзя будет винить за раздувание огня войны, ведь он, как минимум, выдвинул то самое предложение, которое администрация Обамы должна была предложить Совету Безопасности ООН перед тем, как вступать на тропу войны.

 

В своей статье на прошлой неделе, я говорил, что единственно правильным ответом на использование химического оружия против мирных граждан Сирии, который поможет предотвратить подобное в будущем, было бы обсуждение вопроса на Совете безопасности ООН, даже при том, что Россия и Китай, скорее всего, наложат вето на наш запрос о военных действиях против Сирии.

Этот аргумент основан на убеждении, что нелогично отвечать на нарушение Сирией международного права нашим собственным насилием (у США нет юридических прав нападать на Сирию за использование химического оружия, не направленного на Америку). Кроме того, я уверен, что если бы Россия наложила вето на наши предложения, то именно на ее плечи легла бы вина за будущие применения химического оружия правительством Асада. Таким путем мы добились бы большего для окончания этой ужасающей практики, чем простой бессмысленной военной атакой.

Замечательно, что единственной публичной фигурой, выступающей с этим же аргументом, является сенатор Тед Круз, и это, вероятно, единственный момент, когда мы с сенатором сможем прийти к согласию о чем-либо вообще.

В то время, как многие комментаторы упомянутой выше статьи возражали против моего мнения, утверждая, что Путин, в действительности, не заботится о том, как он выглядит в глазах мировой общественности, сегодня, после его предложения, они вынуждены будут согласиться с обратным. Это не должно стать большим сюрпризом, Путин очень хорошо понимает, что приобретет гораздо больше, став человеком, который выведет химическое оружие Асада из игры, чем тем, кто возьмет ответственность за будущее применение этого оружия.

К несчастью Обама, вместо того, чтобы оправдать свою Нобелевскую премию – или разделить с Путиным международное признание за выработку долговременного решения, - теперь превратится в козла отпущения, мол, американский президент хотел войны больше чем мира. Путин же или станет величайшим всемирным миротворцем, или, что хуже всего, навсегда защитит себя от обвинений, если его сегодняшнее предложение не сработает.

 

Это огромная упущенная возможность для администрации Обамы, и именно в тот момент, когда капелька авторитета им бы не повредила.

Имейте в виду, что предположения оппонентов Обамы, будто неудача администрации при решении сирийской проблемы грозит далеко идущими последствиями для статуса Америки в мире, очевидно, являются сильно преувеличенными. Иран не станет принимать решения по своей ядерной программе, основываясь на желании или нежелании США бомбить Сирию. Если бы это было так, то наше присутствие в Ираке (или даже в Ливии) давно бы заставило Иран довести свою ядерную программу до конца.

Я никогда не сомневался в мотивах президента Обамы в этой ситуации, т.к. я искренне верю, что господин Обама считал произошедшее ужасным и решился вмешаться, чтобы предотвратить возможность увеличения количества жертв среди мирного населения. Проблема, однако, в том, что более ранняя инкарнация президента Обамы работала бы для прекращения отравления газом невинных детей, используя Совет безопасности с целью давления на Россию и объединения ее с остальным цивилизованным миром, а вот сегодняшний Обама склоняется к исполнению своей роли главнокомандующего, выбирающего военное решение, не попытавшись сперва разрешить ситуацию другим путем.

Иногда военный путь – единственно возможный путь. Но прежде, чем вступать на эту дорогу, мировым лидерам, включая нашего, неплохо было бы вспомнить слова Джона Леннона: «Все, что мы просим – дайте миру шанс».

 

Если это не сработает, возможно, тогда надо запускать «Томагавки».

Забыв сперва поискать мирное – надеюсь, успешное – решение сирийской проблемы, президент Обама не сумел сыграть в настолько умную шахматную игру, как ту, что разыгрывает русский президент. И, хотя это еще не «шах и мат» от Путина, на данный момент, если ставить вопрос, кто выигрывает эту партии, именно Путин загнал США в угол и держит Обаму в узде.

Уступать высоту – это не лучшая практика игры в международные шахматы. И если получится так, что разрешение этого кризиса будет приписано только России, то это станет ударом по успешной внешней политике Америки.

Перевод. Оригинал колонки можно прочитать здесь.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+