Банк России уже опроверг информацию об ограничении движения капиталов. Но в отношении таких заявлений властей российское общество традиционно сохраняет определенный скептицизм. Кроме того, в текущей не самой простой экономической ситуации начал обсуждаться вопрос о независимости самого ЦБ.
По нашему мнению, введение каких-либо ограничений на движение капитала или возврат к нормативам обязательной продажи валютной выручки будут сейчас как минимум бесполезными с экономической точки зрения. И уж точно станут очередными шагами к ухудшению восприятия России в мире. В 2000-е годы либерализация валютных отношений справедливо считалась одним из достижений экономической политики.
Но дело не только в политических установках.
Экономически отток капитала из российской экономики определяется рядом фундаментальных факторов, о чем мы писали в начале года. К ним относятся устойчивое превышение валовых сбережений над валовым накоплением и сохранение положительного сальдо платежного баланса. Валовое сбережение в российской экономике в начале 2000-х достигало 30-32% ВВП, в 2013-м же уменьшилось до 24%. Этот показатель характеризует величину совокупных доходов в экономике, не потраченных на конечное потребление. Валовое накопление оставалось более стабильным, увеличившись с 20-21% ВВП в первой половине 2000-х до 23% в 2013 году, что означало рост доли инвестиций в основной капитал. В результате разрыв между сбережениями и инвестициями сократился менее чем до 2% ВВП, точно так же снизилась относительная величина положительного сальдо по текущим операциям или чистый отток по операциям с финансовыми инструментами (включая операции с резервными активами).
Однако вследствие роста российской экономики (выраженный в долларах размер ВВП увеличился с 2000-го по 2013 годы более чем в 8 раз, с $260 млрд до $2,1 трлн), речь идет о показателях той же размерности – десятки миллиардов долларов. В 2013 году сальдо текущих операций ($34 млрд) вернулось на уровень первой половины 2000-х.
Применительно к периоду с 2015 года и далее Банк России декларирует свое минимальное присутствие на валютном рынке в рамках перехода денежной политики к режиму таргетирования инфляции. Фактически можно ожидать присутствия регулятора на валютном рынке лишь в периоды серьезных негативных внешних шоков, сопоставимых с мартом 2014 года. То есть Банк России или будет продавать валюту (сокращать свои активы) или вообще не будет осуществлять валютные интервенции. Так, в проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год» в большинстве сценариев прогнозируется нулевое изменение резервных активов или их сокращение в негативном варианте прогноза.
Согласно проекту федерального бюджета на 2015-2017 годы правительство планирует осуществлять финансирование дефицита бюджета, в том числе и за счет внешних источников. За три года внешние источники составят более 300 млрд рублей. Это означает положительное сальдо операций с капиталом государственных органов в рамках финансовых отношений с внешним миром и обуславливает потенциальное увеличение чистого оттока капитала из негосударственного сектора экономики.
В сочетании с ожидаемым сохранением положительного текущего сальдо платежного баланса и отсутствие интервенций ЦБ по покупке иностранной валюты, и рост внешних займов государственных органов предопределяют отрицательное сальдо капитальных операций негосударственного сектора с внешним миром.
В этих условиях любые попытки ограничить отток, скорее всего, приведут лишь к росту «серых» операций текущего счета, хорошо известных по периоду 10-15 летней давности (их уменьшение являлось одним из достижений экономической политики 2000-х). Речь идет о невозврате экспортной выручки, фиктивных импортных контрактах и других операциях, снижающих официальную величину сальдо счета текущих операций платежного баланса. В условиях, когда регулятора нет на валютном рынке в долгосрочной перспективе, формальный отток капитала становится неизбежностью, до тех пор пока по текущим операциям сохраняется положительное сальдо. И ограничение одной или нескольких категорий операций, ведущих к росту чистого оттока, неизбежно вызовет рост других операций, еще не попавших во внимание регулятора и/или законодателей.
Похожие обстоятельства делают бессмысленным и возврат к механизму обязательной продажи валютной выручки.
Этот инструмент контроля за валютным рынком имел смысл, когда валюта могла быть выкуплена ЦБ в любых масштабах. Если же интервенции регулятора отсутствуют, продажа валюты экспортерами будет выкупаться другими частными игроками и в целом никак не повлияет на показатели чистого оттока капитала из негосударственного сектора, а именно к этому показателю приковано повышенное внимание, как в правительственных, так и в экспертных кругах.
Подведем итог. Невозможно гарантировать, что свобода трансграничного движения капитала сохранится. Слишком уж активно это тема стала присутствовать в информационном пространстве и, на первый взгляд, это кажется простейшим способом затормозить объективные экономические процессы. Однако, экономический эффект этих мер будет близок к нулю, хотя политически они вполне органично вписались бы в нарастающий процесс экономической изоляции российской экономики от внешнего мира.