К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Холодильник на завтра: какое будущее ждет Россию

Фото Francoise Huguier / VU / East News
Фото Francoise Huguier / VU / East News
Элита и население выбирают разные стратегии поведения в кризис. Объединяет всех одно: никто не понимает, что ждет Россию в будущем

Какой будет наша страна через год? А через три, через двадцать? Странные вопросы, скажете вы, особенно на фоне войны и экономического кризиса. Хорошо, я переформулирую: а каким вы видели будущее нашей страны десять лет назад? А год назад?

Осмелюсь предположить, что неопределенность усилилась. Что неудивительно: кризисные явления никогда не добавляют уверенности в будущем. Это чувство между тем один из главных факторов экономического развития страны. За постоянными жалобами чиновников и экспертов на низкий уровень инвестиций, склонность российского бизнеса к непрозрачным офшорным схемам, отсутствие долгосрочной стратегии (отрасли, края, завода и т. д.) читается одна и та же простая мысль: Россия не очень понимает, что ее ждет.

Каждый из агентов рынка, социальных и экономических групп делает из этого собственные выводы. Российская элита страхуется с помощью теплых гнезд за пределами страны, где можно пересидеть, «если завтра война». Покупки домов в Лондоне, долей компаний в Сингапуре и ОАЭ, низкорисковых облигаций в США — все это страховочные инвестиции. За редким исключением новоявленные лондонские рантье, сингапурские стартаперы и заокеанские финансисты признают, что бизнес в России для них прибыльнее и понятнее.

 

Население отвечает на неопределенность тем, что экономисты называют «демонстративным потреблением». Шокирующее поведение наших граждан в декабре, когда на последние деньги (накануне долгого кризиса!) они скупали холодильники и соковыжималки, или шатающаяся пирамида потребительского кредитования — это и есть ответ российского обывателя на страх перед будущим.

Он не знает, что будет завтра, оно страшит его и не обещает ничего хорошего — значит, надо пользоваться моментом, потреблять и тратить.

 

«Танцуй, пока молодой» — и лично я не готов осуждать такую модель поведения в ситуации, когда, например, единственное, что точно знает о своей будущей пенсии любой человек моложе пятидесяти, это то, что на нее он может не рассчитывать. А социальная апатия кажется совершенно адекватной реакцией в ситуации, когда государство лишило граждан права влиять на стратегический выбор вектора страны.

В сущности, это лакмусовая бумага любых действий и решений власти — все становится намного проще и понятнее, если рассматривать их с точки зрения того, работают они на веру в будущее или нет. Государство отказывается от решения пенсионной проблемы? Увеличивает военные расходы, снижая инвестиции в человеческий капитал? Опять проводит рестрикции в муниципальной избирательной системе? Переходит от политики накопления к массированным расходам?

Война на Украине в этом контексте уже не выглядит чем-то неожиданным. «Можно ли так рисковать с родственным народом, близкие отношения с которым идут через века?» — с пафосом спрашивают критики военной кампании. Нельзя, если страна думает о своем будущем. Можно, если завтра не наступит никогда, а единственно разумная стратегия — максимизация текущего выигрыша или же минимизация непосредственных потерь.

 

И это правило, увы, работает сегодня для стран по обе стороны пылающей российско-украинской границы.

«У меня есть мечта» — так звучал громкий лозунг Мартина Лютера Кинга, ставший одним из символов американского образа жизни, стремления американцев к вершинам социального, военного, технологического лидерства. В мире же с коротким горизонтом планирования мечты носят вполне приземленный характер. О потребительском кредите, пятом холодильнике или доме в Лондоне.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+