Чем глубже кризис, тем популярнее призывы к социальной справедливости. И несмотря на известный исторический опыт почти вековой давности, теперь Россия далеко не законодатель мод в борьбе за то, «чтобы не было богатых». Кампания против многомиллионных банкирских бонусов началась в 2008-м отнюдь не на родине пролетарской революции, а в США. Да и Жерар Депардье, спасаясь от слишком прогрессивной шкалы налогообложения, переместился в направлении, прямо противоположном тому, которым когда-то следовали «недобитые большевиками помещики».
Даже дело ЮКОСа, главными фигурантами которого стали самые богатые на тот момент граждане России, можно рассматривать в классовом контексте лишь с очень большой натяжкой.
Российская «золотая сотня» из-за равноудаления Михаила Ходорковского никуда не исчезла.
Также бессмысленно говорить о существенном сокращении разрыва между «верхами» и «низами». Минувшей осенью аналитики Credit Suisse в очередном исследовании глобального благосостояния констатировали, что 10% наиболее обеспеченных россиян владеют 85% капиталов всех отечественных домохозяйств. Для сравнения – в США этот показатель не превышает 75%, а в Китае – 64%.
Грубо говоря, коллегам Ходорковского по олигархическому цеху был выдан карт-бланш на дальнейшее обогащение. При условии, что 1) они отказываются от каких-либо политических амбиций и 2) главным капиталистом в стране становится государство. Последнее, в свою очередь, обеспечивало Кремль необходимыми ресурсами для демпфирования социального недовольства и позволяло мотивировать бюрократию (прежде всего, силовую и медийную) на сохранение статус-кво и преданности первому лицу.
Разумеется, такая конструкция не лишена изъянов, о которых написано немало статей и памфлетов и которые дают себя знать и при сравнительно дорогом барреле. А что говорить о нынешней ситуации, когда нефтяные котировки чуть ли не с каждым днем устремляются к очередным минимумам?
Экс-министр финансов Алексей Кудрин говорит о необходимости значительного сокращения госрасходов. В какой степени Кремль и Белый дом прислушаются к его советам и будет ли урезан, например, оборонный бюджет – как отмечает Кудрин, военную программу «и раньше нельзя было выполнить, тем более сейчас, когда цены на нефть низкие», -- пока сказать трудно. Но также трудно отныне одновременно сохранять на прежнем уровне субсидирование стратегически важных регионов, включая вновь обретенный Крым, финансировать строительство стадионов для ЧМ-2018, поддерживать системообразующие банки и компании, пострадавшие из-за санкций и/или девальвации, и еще выполнять президентское обещание об индексации пенсий по фактической инфляции.
Чьими-то интересами все равно придется пожертвовать.
Не суть важно, попадет ли под «нож» оборонзаказ или расходы на образование и медицину, — политический результат будет совпадать, что называется, с точностью до константы. Просто в одном случае резко упадет уровень жизни «Уралвагонзавода», а в другом — ненавистного ему «креативного класса». Но итог, повторимся, останется неизменным: усиление люмпенизации и запроса на скорейшее и радикальное восстановление социальной справедливости.
И в этом плане очень показательно озвученное во время новогодних каникул предложение думской фракции КПРФ об ограничении зарплат руководителей госкомпаний. Коммунисты считают, что она не должна быть выше оклада отраслевого министра, и намерены добиться установления соответствующего потолка на законодательном уровне.
Сложно представить, что такой закон будет на ура принят Госдумой. Но столь же маловероятно, что Геннадий Зюганов и его соратники по партии решили тряхнуть ельцинской стариной и сыграть в независимую от президентской администрации игру. И уж тем более сомнительно, что Кремль сам дистанцируется от потенциально весьма популярной левой повестки.
У Владимира Путина сейчас нет необходимости искать политический противовес для условно «правого» Дмитрия Медведева, что в 2011 году обусловило создание Общероссийского народного фронта, ставшего шагом «влево» от «Единой России». Но зато в противовесе нуждаются иные госолигархи, чьи действия, как показал «черный понедельник» на валютном рынке или отмена пригородных поездов в Вологодской области, далеко не всегда способствуют социальной и политической стабильности.
И если олигархов «равноудаляли» с помощью силовиков, то выращенных из них госолигархов вряд ли удастся урезонить без помощи леваков.
Тем более что борьба с обладателями «золотых парашютов» и покупателями «золотых унитазов» обеспечит стабильно высокий рейтинг, невзирая ни на какие колебания барреля. По крайней мере до тех пор, пока образовательный ценз сограждан не достигнет такого уровня, при котором новую аналитику от Credit Suisse смогут по достоинству оценить не только в Москве или Питере, но и, например, в Нижнем Тагиле.