К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Миф о бюджете: почему греческим властям рано становиться оптимистами

Фото Reuters
Фото Reuters
Говорить о реальном улучшении ситуации в Греции можно будет только после ускорения экономического роста

Газетные заголовки обещают Греции сбалансированный бюджет по итогам года. Удивительная новость, если вспомнить, как в 2010 году греческие чиновники рассказали всю правду о состоянии государственных финансов страны — вопреки публикуемой статистике, дефицит бюджета составлял более 10% ВВП. Это признание породило долговой кризис еврозоны. To, что дефицит будет полностью устранен всего за три года, казалось слишком оптимистичным прогнозом.

Действительно, это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Любой читатель, который захотел бы разобрать статью с подобным заголовком, обнаружил бы, что говорить о нулевом дефиците нельзя. МВФ лишь предсказал, что у Греции будет нулевой «первичный» дефицит бюджета в 2013 году.

«Первичный» дефицит (или профицит) бюджета представляет собой разницу между затратами правительства на все, кроме долговых платежей, и поступлениями от налогов и иных сборов. В случае Греции процентные платежи выплачиваются по долгам частных лиц и госучреждений Греции, а также по госдолгу МВФ, Европейскому центральному банку и другим иностранным кредиторам.

 

В отличие от первичного общий дефицит греческого бюджета в 2013 году составит, по прогнозам, 4,1% ВВП. Это, бесспорно, существенное улучшение по сравнению с 2010 годом, однако фискальный баланс пока не виден за горизонтом. Разница между общим и первичным дефицитом определит процентную ставку по греческим государственным долгам в этом году.

Надо учитывать, что процентные платежи греческого правительства исключительно низки.

 

Учитывая то, что общая долговая нагрузка в этом году останется на уровне примерно 170% ВВП, а дефицит — 4,1% ВВП, процентная ставка, которую выплачивает греческое правительство, составляет в среднем всего лишь 2,4% — гораздо меньше, чем рыночная ставка 9% по десятилетним греческим облигациям.

Эта разница отражает весьма выгодные условия, по которым Греция может заимствовать у официальных кредиторов в МВФ и ЕЦБ. Если бы Греции пришлось занимать по рыночной ставке, ее дефицит продолжал бы расти до 6,5% от общего объема долга, или 11% ВВП. В этом случае общий греческий дефицит составлял бы около 15% ВВП. Это обеспечило бы взрывные темпы роста задолженности.

Проблему усугубляет слабая экономическая политика.

 

Пять лет снижения ВВП привели к падению налоговых поступлений и увеличению трансфертных платежей. По оценкам МВФ, эта циклическая система увеличила общий дефицит бюджета почти на 5% ВВП. Если бы удалось нормализовать ситуацию, то бюджет Греции в этом году имел бы общий профицит 0,6% ВВП.

Это также означает, что, если Греция сможет спастись от рецессии, ее госдолг сократится — и абсолютно, и по отношению к ВВП. Как правило, государственный долг любой страны растет вместе с бюджетным дефицитом и снижается по мере роста бюджетного профицита.

Даже экономика с общим дефицитом бюджета может добиться снижения доли долга в ВВП. Для этого нужно, чтобы рост номинального ВВП превышал темпы роста долгов. В Греции, где общий дефицит составляет 4,1% ВВП, а долг — 170% ВВП, долговую нагрузку можно снизить, если номинальный рост экономики превысит 2,4%, иными словами, среднюю процентную ставку, которую государство платит по долгам.

Дефицит бюджета и следующий за ним госдолг плохи не только сами по себе, они способствуют дефициту текущего платежного баланса страны, который представляет собой разницу между уровнем внутренних инвестиций бизнеса и домохозяйств, и общим объемом средств, которые могут быть направлены на такие инвестиции. Эта сумма уменьшается на величину правительственных  заимствований.

В случае Греции общие сбережения превышают уровень инвестиций в предприятия и жилищное строительство на сумму чуть большую, чем правительственные заимствования. Иными словами, Греция сейчас в состоянии финансировать текущее потребление и инвестиции, не полагаясь на приток капитала из остального мира.

 

МВФ прогнозирует, что Грецию ждет постепенный рост первичного профицита и снижение общего дефицита в течение ближайших нескольких лет. Однако если Греция не сможет увеличить свой темп экономического роста, бюджет останется в дефиците и долг будет составлять нынешнюю долю от ВВП.

© Project Syndicate, 2013

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+