Объясняя выбор «человека года», журнал Time назвал папу Франциска «самым талантливым менеджером», который «мастерски использует инструменты XXI века». «Его фотографируют, когда он омывает ноги заключенной девушке-мусульманке. Он делает фотопортреты-«селфи» с посетителями Ватикана, обнимает прокаженного во время службы». 11 млн человек подписаны на его аккаунт в Twitter, а интернет-аудиторию посланий понтифика оценивают в 60 млн человек.
Подозрение или даже обвинение в том, что это всего лишь «фасад», созданный талантливым пиарщиком в ответ на всеобщие ожидания «миллионов людей, уже не ждущих от церкви чего бы то ни было» (Time), возникло еще в момент избрания Франциска. В интервью газете Die Zeit об этом сказал даже личный секретарь папы Бенедикта XVI архиепископ Георг Генсвайн.
В том, что написал Time, безусловно справедливым является упоминание «всеобщих ожиданий» в адрес католической церкви. О них говорили уже предшественники Франциска: папы Иоанн Павел II и Бенедикт XVI. Иоанн Павел II отмечал, что церковь ждет нового святого Франциска, те есть «искреннего следования Христу». Бенедикт в своих книгах и интервью сетовал на восприятие верующими учения церкви как «системы запретов» и необходимость вернуть в нее «евангельскую радость» первых христиан. Именно этим чаяниям отвечает проповедь и образ жизни папы из Аргентины.
Избранный в обстановке раздражения кардиналов на римскую курию (папскую канцелярию), на разоблачения подозреваемого в отмывании денег мафии Ватиканского банка, на педофильские скандалы среди духовенства, Франциск неожиданно занялся не решением этих проблем (хотя по всем этим пунктам свою позицию определил), но принципиальным изменением имиджа католической церкви.
О необходимости возвращения к образу древней церкви он написал в своем самом первом программном документе, апостольском обращении Evangelii gaudium («Евангельская радость наполняет сердце и всю жизнь тех, кто встречает Иисуса»). Всего слово «радость» встречается в тексте еще 59 раз.
Папа призывает изменить представление людей о церкви.
Вместо Церкви карающей он хочет видеть Церковь сострадающую — сострадающую человеку. «Двери Церкви, — пишет папа, — должны быть открытыми, она должна быть местом милосердия, а не осуждений».
Сам Франциск уже неоднократно подавал примеры нового, милосердного подхода к болезненным проблемам в жизни современной католической церкви, таким, например, как отношение к гомосексуалистам или причастие для разведенных пар. Ставший скандальным ответ папы на вопрос о геях («Если человек-гей обладает доброй волей и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?») для современной церкви звучит революционно. Католическая церковь традиционно запрещает разведенным или повторно женившимся верующим причастие, но папа заявил о готовности вновь рассмотреть эту проблему: причастие – это «не приз для идеальных, но сильнодействующее лекарство и пища для немощных». В качестве подготовительной меры перед решением проблем, связанных с семьей и браком, папа решился на неслыханный эксперимент. Он обратился ко всем епископам с просьбой ответить на посвященные «деликатным проблемам» 38 вопросов. Эти вопросы были разосланы по всем епархиям, во многих они выложены в интернете и даже разосланы по приходам: первый общецерковный референдум.
Третий в Time
Папа Франциск — третий в истории папа римский, признанный Time «человеком года». Первым был Иоанн XXIII (1962), признанный «человеком года» спустя 4 года после избрания, вторым – Иоанн Павел II (1994) спустя 7 лет после своего избрания. У Франциска на соискание звания ушло всего 9 месяцев.
Одновременно Франциск пишет о необходимости для самого папства измениться, чтобы соответствовать той задаче, которую «возложил на него Христос». Он хочет быть в этой Церкви епископом и священником, а не удельным князем. Уже в своем первом выступлении перед верующими он назвал себя епископом Рима, а не папой. В помощь себе для разрешения возникших в Церкви проблем Франциск создал комиссию из восьми наиболее авторитетных кардиналов, представляющих все континенты. Судя по всему, Франциск не собирается проводить реформ в католической доктрине, но он хочет кардинально обновить образ церкви в обществе.
Это не означает, что папа Франциск не осуществит реформы курии или забудет о необходимости решить проблемы, связанные с Ватиканским банком или с педофилией духовенства. Но, как и все, что касается Ватикана, реформы (решения проблем) обладают своими особенностями.
Так, реформа римской курии ничем не будет напоминать традиционную борьбу с бюрократией.
Однажды известного свои юмором папу Иоанна XXIII журналисты спросили: «Сколько человек работает в римской курии?» «Думаю, что не больше половины», — ответил папа. 50 лет назад в книге Тадеуша Брезы «Римский дневник» появилось описание организации труда в римской курии: «С помощью неправдоподобно малого персонала – не больше 200 человек – они контролируют и координируют религиозную, моральную и идеологическую жизнь 350 млн католиков».
Сегодня в мире 1,2 млрд католиков, поэтому численность сотрудников курии увеличилась до 1500 человек. Ее сотрудники и руководители, как и прежде, высокопрофессиональны и работоспособны. В отличие от прежних лет значительную часть сотрудников составляют не итальянцы, а командированное на определенное время в Рим со всего мира духовенство. При последних папах состав курии стал интернациональным.
И сегодня никто не сомневается ни в компетентности, ни в работоспособности сотрудников курии. Реформе, по мнению одного из членов папской комиссии по реформе курии («восьмерки»), немецкого кардинала Рейнхарда Маркса, подлежит ментальность куриальных служащих. Как и все высококвалифицированные бюрократы, они склонны к завышенной самооценке. Но в отличие от персонажей сериала «Да, господин министр» они не сомневаются в компетенции своего руководства (папы и кардиналов). У них психологическая несовместимость с представителями местных епископатов, по отношению к которым они выступают с позиции «мы лучше знаем». «Ватиканоцентризм» раздражает мировой епископат. И речь не идет о примитивной «гордыне». По мнению известного ватиканиста Джона Аллена, конфликт вызван мировым характером самой католической церкви. При решении курией локальных проблем она должна учитывать возможные последствия этих решений в других регионах. Решения курии должны носить вневременной и универсальный характер, с учетом всех цивилизационных и культурных особенностей, в которых живут и работают епископаты. В прошлом некоторые рекомендации папы епископам Латинской Америки в Восточной Европе могли быть восприняты как призывы к гражданскому неповиновению.
Надо учитывать, что по мере распространения христианства в Африке и Азии проблемы будут только нарастать.
Курию также обвиняют в том, что она ограждает папу от контактов с местными епископами и «нежелательной», с ее точки зрения, информацией (например, связанной с педофилией). Но реформировать необходимо не только ментальность сотрудников курии. Изменению, по мнению кардинала Маркса, подлежит «самосознание локальных церквей». Кроме того, кардинал считает необходимым изменить состав курии за счет привлечения туда высококвалифицированных мирян и женщин. Все эти изменения потребуют длительного времени.
Чистку обвиненного в отмывании денег мафии банка Ватикана начал еще Бенедикт XVI, создав специальное Управление финансовой информации. Первоначально папа Франциск собирался отложить реформу на следующий год, но потом заявил, что обстоятельства вынуждают его заняться этой проблемой раньше. Была создана комиссия из восьми экспертов для реформирования экономико-административных структур Святого престола. Предпринятые папой шаги уже принесли первые плоды. В декабре Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер против отмывания денег и финансирования терроризма (MONEYVAL) объявил, что доволен работой, проделанной Ватиканом.
Папа не ограничился тем, что принял радикальные меры против союза мафиозных и церковных структур.
Он выступил против самой мафии. С его приходом в Ватикан активную позицию в борьбе с криминалом заняли епископы. Суть проблемы изложил известный борец с сицилийской мафией Бартоломео Сордже. По его словам, на вопрос о связях с криминалом один из влиятельных итальянских кардиналов отвечал папе Иоанну Павлу II: «Никакой мафии нет. Это выдумка журналистов». Понтифик не поверил и инициировал кампанию по предотвращению сращивания административного ресурса с нелегальным сектором. Но по сути Иоанн Павел II не тронул денег мафии и ее церковных связей. За реализацию этого курса взялся Франциск. Недавно об опасности мести папе со стороны мафии заявил прокурор Калабрии Никола Граттери: «Мафия на протяжении многих лет отмывала деньги с помощью церкви и делала инвестиции в нее, но теперь папа римский меняет полюса экономики Ватикана, и это становится опасным».
Франциск очень четко определил свою позицию и по отношению к педофилии, назвав ее преступлением, усилив церковные наказания за нее, предписав церковным властям сотрудничество с органами юстиции и потребовав, чтобы все епископы разработали соответствующие директивы.
С момента избрания Франциск не перестает изумлять церковный и не только церковный мир. О степени изумления говорят хотя бы комментарии к его выступлениям со стороны части католической прессы, где можно встретить утверждения о том, что, «возможно, папа плохо себя чувствовал, а левацко-либеральные СМИ все извратили», или об «иезуите, после которого останется выжженная земля». В свою очередь представители некоторых светских СМИ видят в его высказываниях заповеди будущих революционных изменений в традиционной католической доктрине.
Всей своей деятельностью папа Франциск способствовал изменению отношения мировых СМИ, в том числе американских, к католической церкви. Журналисты перестали писать только о педофилии среди духовенства и финансовых злоупотреблениях епископов, теперь они регулярно помещают на своих страницах фотографии Франциска, рассказывают о содержании его проповедей, оценивают (часто положительно) его наиболее значимые для современного общества высказывания. Папа стал настоящей «рок-звездой» в США.
«За то, что он вывел папство из дворца на улицы, за то, что он побудил крупнейшую в мире церковь заняться самыми острыми потребностями мира, за баланс между строгим судом и состраданием папа Франциск стал «человеком года» — таков вердикт исполнительного редактора Time Нэнси Гиббс.
После беседы с папой известный итальянский журналист и писатель Эудженио Скальфари сказал: «Если церковь станет такой, какой видит ее он, наступит новая эпоха».