Начало официальной процедуры банкротства Детройта — многолетней красы и гордости американского автопрома, вызвало много вопросов как в самих США так и за их пределами. Городские власти оказались не в силах обслуживать обязательства объемом $18 млрд, особенно после отказа владельцев облигаций принять списание до 90% долга. Муниципальные банкротства в США не редкость — в силу высокой финансовой самостоятельности штатов и муниципалитетов в налоговой, расходной и долговой политике неизбежны трудноизлечимые случаи. Однако в случае с Детройтом есть несколько факторов, делающих эту историю не менее значимой, чем памятное до сих пор банкротство графства Орандж в Калифорнии 19 лет назад.
Во-первых, крупные мегаполисы не банкротились уже несколько десятилетий.
В октябре 1975 года Нью-Йорк был готов подать заявление, но был спасен комбинацией усилий властей штата, финансового сообщества и профсоюзов, а также специальных займов от федеральных властей. Последние выплаты по этим займам произошли уже в конце 2000-х. Бирмингем, крупнейший город штата Алабама, несколько лет балансировал на грани банкротства из-за финансовых ошибок и коррупции руководства города (бывший мэр сейчас отбывает срок в 15 лет за финансовые злоупотребления). Но столь масштабное банкротство, требующее участия и внимания не только властей штата Мичиган, но и федерального правительства, будет новым опытом для нынешней генерации политиков и финансистов. Вопрос о том, какие обязательства подлежат списанию и сокращению в первую очередь (пенсии, расходы на образование или выплаты по долгам), скорее всего, будет долго и мучительно рассматриваться в судах — и это дело может стать хорошим примером того, что мировые соглашения почти всегда предпочтительнее судов.
Во-вторых, нынешний кризис — итог 60 лет упадка Детройта как по политическим, так и по экономическим причинам.
Первоначально город с самым высоким уровнем ВРП на душу населения и населением почти 2 млн человек (четвертый в США), к 2010 году Детройт скатился на 13-е место с населением 700 000 и самым высоким уровнем безработицы среди крупных американских городов. Пустующие и разрушающиеся дома только добавляют проблем. Более того, в силу неучастия муниципальных служащих и бюджетников в государственной пенсионной системе США (Social Security), пенсионные обязательства составляют большую часть обязательств города.
Нынешние налогоплательщики фактически платят за предыдущие поколения городских служащих и давно уже неиспользуемые дороги, парки и освещение.
Урбанисты многое знают о том, как развивать города, а вот сокращение городов с минимизацией потерь — пока неразрешимая задача. Причем она становится все более актуальной для Севера и Среднего Запада США и многих европейских стран. Децентрализация управления и бюджетный федерализм усугубили проблему, но ее корень — системный кризис. Многие пригороды Детройта, не отягощенные старыми долгами, находятся в прекрасном положении и стимулируют работающих жителей голосовать ногами, что еще больше углубляет дыру в городском бюджете.
В-третьих, пенсионный кризис охватывает и растущие города.
Сокращения учителей в Чикаго с перенаправлением расходов на пенсионные накопления, бюджетный кризис в Филадельфии, где 20% бюджета идет на пенсионные взносы, — звенья одной цепи. Варианты решения возможны самые разные: и подключение работников к системе соцстраха, и снижение пенсионных выплат, и повышение софинансирования. Но это процесс долгий и болезненный. Многим помнятся беспорядки 2011 года в Миннесоте и Мичигане, в том числе вокруг пенсионного вопроса. Кто следующий и не последуют ли за городами наиболее слабые в финансовом отношении штаты — такой вопрос появился на повестке дня политиков и владельцев муниципальных облигаций.
Если сами муниципальные банкротства и дефолты по субфедеральному долгу в России невозможны или возможны только в теории (в силу иного устройства налогового законодательства и жесткого контроля над выпуском публичного долга), то проблема сокращения населения городов и необходимость планов оптимизации пустующих региональных центров становится все более актуальной. Каждая страна решает этот вопрос по своему, но во многих малых и средних городах России положение уже сопоставимо с детройтским — и решение этих задач будет на повестке дня федеральных властей и мэров в ближайшие десятилетия.