Освобождение Навального из-под стражи заметно усиливает интригу московских выборов и в целом повышает ставки. При самом радикальном сценарии на новом витке речь может пойти о борьбе за место политика №2 в России — то самое место, которое освободилось в сентябре 2011 года после отречения Медведева. Место, на которое прочили самых разных политиков — от Игоря Сечина и Сергея Шойгу до Алексея Кудрина и Михаила Прохорова.
На эту роль, как ни удивительно, сегодня номинируются и Сергей Собянин, и Алексей Навальный.
Для Собянина все более важно, чтобы выборы были максимально легитимными: это повысит его статус после победы. Но на этом месте в истеблишменте его готовы видеть далеко не все. В результате ему направляются самые разные сигналы — от публичной пощечины с взятием Навального под стражу до возвращения на телеэкраны Шойгу, который в первые месяцы на посту министра обороны был не слишком заметен.
Тем, кто не заинтересован в усилении Собянина после выборов, нейтрализация Навального вполне выгодна. Поэтому освобождение оппозиционера еще не гарантирует, что его фамилия будет в избирательном бюллетене, хотя и повышает шансы на это. Ближайшая интрига, связанная именно с московскими выборами, — это присутствие Навального в телеэфире. Многое зависит от того, как он этим воспользуется. По своим качествам публичного оратора он явно превосходит большинство конкурентов. Если Навальный останется в пределах своего электората в 10-15%, то можно провести его через выборы. Если совершит что-то, что позволит выйти за эти пределы (например, влюбив в себя часть пенсионеров), вероятность его снятия возрастает.
Но у самого Навального впереди большие проблемы.
Интуиция подсказывает ему, что судебный приговор дает принципиально новый статус — едва ли не «политика №2» и главного оппонента Путина. Но заниматься политикой из тюрьмы трудно. На свободе Навальный все же более эффективен. На исходе «застоя» был такой расхожий анекдот: «Скоро повысят цены на мясо! — Уу, сволочи… — Скоро повысят цены на хлеб! — Уу, гады… Скоро повысят цены на водку!! – Ну уж нет, академик Сахаров не позволит». Подобного мифа о себе как о новом Сахарове-Ельцине-Манделе Навальный на сегодня не создал. А вот на публике (что уж говорить о дебатах) состязаться с Навальным рискнут немногие. К тому же в случае нового заключения до выборов сторонники Навального (как это уже случилось вчера днем) впадут в депрессию и вновь зарассуждают о бойкоте выборов, растеряв эффект от сегодняшнего эмоционального подъема.