Участники долгового рынка, а также сотрудники американской администрации и Минфина получили несколько неожиданный подарок от самого сурового рейтингового агентства Standard & Poors — во вторник оно повысило прогноз суверенного рейтинга США с «негативного» до «стабильного». При этом сам рейтинг остался на уровне «AA+» (понижен с максимально возможного ААА еще в августе 2011 года). В качестве непосредственной причины было отмечено усиление темпов роста американской экономики, хорошее исполнение федерального бюджета и бюджетов штатов. Рейтинги также учитывают уровень внешней задолженности США; эффективность, стабильность и предсказуемость американских политических институтов.
С точки зрения администрации Барака Обамы разворот в оценках выглядит заслуженно.
В начале года после жесточайшего торга удалось обеспечить повышение налогов для наиболее состоятельных налогоплательщиков, секвестр бюджета, запущенный с 1 марта, оказался менее болезненным для населения и экономики, чем прогнозировали, а вопрос о потолке госдолга был «заигран». Принятие бюджета на следующий год ожидается бурным, но острота конфликта снята. При этом уровень безработицы не снижается, а по итогам мая даже вырос. Но вопросы почему это сделано именно сейчас, каковы последствия для экономической политики США и для российских заимствований и резервов, представляются интересными.
Реакция рынков оказалась противоречащей финансовой теории, но полностью соответствующей практике последнего времени. После повышения прогноза распродажа гособлигаций США только усилилась. Связано это с тем, что все позитивные изменения толкуются как знак приближающегося окончания количественного смягчения, сопряженного с ним выкупа облигаций с рынка, и как следствие — роста процентных ставок. Поэтому от возможных позитивных действий со стороны других рейтинговых агентств стоимость заимствований, скорее всего, только вырастет. Впрочем, рейтинги от Moody's и Fitch остаются на высшем уровне с негативным прогнозом, и повышение их до стабильного было бы слишком «жирным» при уровне долга за 100% ВВП. Любители теорий заговора наверняка будут считать, что S&P решило задобрить таким образом расследующие его деятельность компетентные органы. Но более вероятно, что оно достаточно жестко оценило ситуацию два года назад и теперь имело максимальную возможность проявить щедрость.
Хорошие новости усилят позиции администрации Обамы на переговорах с республиканцами и действительно стимулируют ФРС к аккуратному выходу из режима выкупа активов. Впрочем, уровень безработицы уже был заявлен как основной ориентир для будущих изменений, на это и следует рассчитывать в оценках действий главы ФРС Бена Бернанке. Налоговая политика, скорее всего, серьезных изменений претерпевать не будет, и основные усилия будут предприниматься на расходной стороне бюджета.
Поскольку российские резервы вложены в основном в относительно короткие облигации, то бояться за их сохранность не стоит.
Убытки будут покрыты к погашению и за счет реинвестирования, риском скорее является растущий дефицит российского бюджета, который подталкивает к тому, чтобы достать заначку. Для запланированных на этот год внешних заимствований ситуация в последние недели ухудшилась, разница между российскими долларовыми еврооблигациями и гособлигациями США расширилась на 50 б. п. С другой стороны, она остается ниже, чем в прошлом году, и находится близко к историческим минимумам. Качественное исполнение этих планов в текущем году вряд ли будет таким легким как в прошлом, но облигации развивающихся рынков пользуются хорошим спросом, и проблемой является не размещение как таковое, а его стоимость.