К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему России пока не стоит бояться нефтяного экспорта США

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Нефтяное лобби не самое мощное в Конгрессе, а Барак Обама предпочитает поддерживать "зеленую" энергетику

Перспективы полноценного выхода Ирана на мировые энергетические рынки не может не беспокоить Кремль. Появление же на этом рынке американцев — как экспортеров — может представить еще более серьезную проблему.

Чтобы добиться отмены запрета на экспорт нефти за рубеж, руководство 16 небольших нефтяных компаний США еще в октябре 2014 года создало лоббистскую группу «Производители за экспорт американской сырой нефти» (Producers for American Crude Oil Exports, PACE). Группа заявила, что ставит перед собой следующие цели: возвести новый фундамент американской экономики, создать новые рабочие места, понизить цены на нефть на мировом рынке, а также восстановить геополитическое превосходство США на мировой арене, подорвав влияния ОПЕК и России. Весной 2015 года представителям группы удалось даже добиться встречи с главным советником Белого дома по энергетике Брайаном Дизом, которая, правда, осталась безрезультатной.

В декларациях PACE отчетливо виден известный лоббистский прием, когда цель формулируется в рамках доминирующей политической повестки дня.

 

Однако до смены власти в Белом доме нефтяное лобби США вряд ли ждет успех.

Антикремлевский настрой в Вашингтоне недостаточно силен, чтобы заставить Барака Обаму пересмотреть давно устоявшееся мировоззрение, не предполагающее режима наибольшего благоприятствования для ТЭК.

 

Американские энергетические компании добиваются отмены нефтяного эмбарго, введенного законом 1975 года «О сохранении энергии и энергетической политике». Он был принят после «первого нефтяного шока» 1973 года, когда ряд стран ОПЕК приостановили продажу углеводородов в США из-за американской помощи Израилю в арабо-израильском конфликте.

Справедливости ради следует отметить, что запрет не является тотальным. Министерство торговли США выдает экспортные лицензии на продажу нефти в следующих случаях: сырье, добываемое в заливе Кука на Аляске, углеводороды, транспортируемые по трансаляскинскому нефтепроводу, экспорт в Канаду для местного потребления, экспорт тяжелой нефти из Калифорнии, реэкспорт в Мексику. В общей сумме — не более 67 тыс. баррелей в день. Это, безусловно, капля в море не фоне 9,4 млн баррелей в день собственной добычи, которая находится на одном из самых высоких уровней в последние десятилетия. Еще в 2006 году добыча составляла лишь 5 млн баррелей в день — с тех пор высокие цены на нефть, послабления в законодательстве о чистой воде и прогресс в развитии технологий фрэкинга привели к резкому росту внутреннего производства.

Казалось бы, энергетический сектор представляет собой довольно внушительную политическую силу. В прошлом году он, по данным Центра за ответственную политику, в совокупности потратил на лоббизм в Вашингтоне более $345 млн. Однако при сопоставлении с лоббистскими усилиями других отраслей  картина меняется. ТЭК уступает по затратам на представительство своих интересов в органах власти, например, здравоохранению ($485 млн) или финансовому сектору ($496 млн). Да и доля его в американской экономике — всего лишь 6%. А в двадцатке  лидеров по размеру расходов на лоббизм в 2014 году оказалась лишь одна нефтегазовая компания — Koch Industries (19-е место, $13 млн).

 

Наиболее крупной структурой представляющей интересы американских нефтяников является American Petroleum Institute. В прошлом году он потратил на лоббизм более $9 млн. В целом же, с 1998 года его расходы превысили $83 млн. На фоне и под предлогом обострения российско-украинских отношений, институт вместе с корпорацией Koch Industries пытались провести через Конгресс несколько законопроектов: «Об экспорте американского природного газа», «Об ускорении экспорта сжиженного газа американским союзникам» и «Об утверждении нефтепровода Keystone XL». Первые два даже не покинули стен Капитолия, а второй был заветирован Бараком Обамой, который, кстати, довольно редко пользуется правом вето.

Стоит отметить, что в одном случае Обама пошел-таки на уступки нефтяному лобби.

Американский ТЭК добивался права добывать нефть в Арктике в течение последних трех десятилетий, но при яростном противодействии защитников окружающей среды терпел неудачу. В мае же 2015 года министерство внутренних дел США (Department of Interior), отвечающее за природные ресурсы, дало добро на добычу нефти в Чукотском море компании Shell Gulf of Mexico, Inc. В первый раз разрешение было выдано еще в 2012 году, но вскоре было отозвано в связи с нарушениями норм безопасности.

Компания Royal Dutch Shell в прошлом году потратила на лоббизм $8,4 млн (43-е место в рейтинге лидеров по затратам на «отношения с правительством»). А ее расходы на предвыборные кампании политиков составили $169 тыс. Любопытно, что в кампанию 2012 года фонд Барака Обамы получил $68 тыс., а фонд его конкурента от республиканцев Митта Ромни — лишь $36 тыс. Нефтяники сумели правильно оценить ситуацию и поставить на лидера президентской гонки. Не думаю, что этот взнос сыграл решающую роль в решении вопроса, но возможность встретится с тем или иным сотрудником администрации, он, безусловно, дал. Также существенную роль сыграл и доступ лоббистов этой компании к бывшим коллегам в правительстве. По данным Центра за ответственную политику, в 2013-2014 годах из 49 лоббистов этой корпорации 27 занимали разные посты на государственной службе.

И все же в ближайшие полтора года, которые остались Бараку Обаме, не стоит ожидать отмены эмбарго на экспорт нефти по двум обстоятельствам. Во-первых, нынешняя администрация в большинстве случаев довольно прохладно относится к интересам американского ТЭК и не спешит поддерживать его инициативы — как показывает опыт с неудачными попытками ускорить выдачу лицензий на экспорт газа и постройку очередного нефтепровода. Существенно большую поддержку нынешнего обитателя Белого дома получают производители нетрадиционных видов электроэнергии: солнечной, ветровой, биологической (biofuels). Правда, к этому списку как ни удивительно следует добавить и американских атомщиков. После аварии на японской АЭС Фукусима-1 мир охватила анти-атомная истерия и ряд стран, таких как ФРГ приняли решение полностью отказаться от этого вида энергии, но Барак Обама встал на сторону своей атомной промышленности и прикрыл ее от нападок зеленых. Во-вторых, сама лоббистская группа не достаточно сильна. Среди ее членов в основном небольшие производители нефти, которые ранее не участвовали в политическом процессе ни через взносы в предвыборные фонды политиков, ни через наём лоббистов. Возможная отмена эмбарго на экспорт нефти следующим президентом США лишь усилит понижающий тренд, что вкупе с возвращением Ирана на мировые рынке, крайне болезненно скажется на состоянии государственных финансов России. Правда, подобное решение с большей вероятностью примет республиканец, чем демократ. Поэтому Кремль должен скрестить пальцы и надеяться на победу Хиллари Клинтон, пусть она и сравнивала действия Путина в Крыму с аншлюсом Австрии.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+