К 1 октября 2015 года правительство России должно по поручению президента рассмотреть возможность введения налоговых льгот промышленным предприятиям, инвестирующим в модернизацию производства. Целесообразность этого решения мы обсуждали на Петербургском экономическом форуме в рамках встречи главы государства с промышленниками. Предполагается, что уже со следующего года регионы смогут обнулять или снижать свою часть ставки налога на прибыль, а затем практика будет распространена и на федеральном уровне.
Фактически речь идет о возвращении «инвестиционной льготы», отмена которой в 2002 году стала тяжелым ударом для российских компаний.
С момента ее отмены представители бизнеса неоднократно предлагали ее вернуть. Необходимость этого шага давно назрела. В 2014 году инвестиции в основной капитал составили 9,85 трлн рублей, что на 2,5% ниже, чем в 2013 году, при этом инвестиции крупных и средних предприятий сократились на 4,3%. За первый квартал 2015-го капвложения в годовом исчислении сократились (с учетом инфляции) еще на 3,6%. По некоторым прогнозам, по итогам 2015 года спад инвестиций может превысить 10%.
Ослабление налоговой нагрузки благоприятно скажется на инвестиционном климате всей страны, даст положительный сигнал инвесторам, заинтересованным в развитии капиталоемких производств. Введение инвестиционной льготы позволит промышленным предприятиям увеличить капиталовложения, провести модернизацию производства и повысить уровень конкурентоспособности продукции.
Если говорить об экономических показателях, то льгота поможет, как минимум, уменьшить спад инвестиций. И в перспективе выйти на рост на 3,4% (или на $200-300 млрд за три года), который, по оценке Института Гайдара, необходим для потенциально возможного 3-процентного темпа роста ВВП. При этом быстрого восстановлениея инвестиций в разрезе всей экономики не следует ожидать до 2017 года. И возвращение инвестиционной льготы — лишь часть необходимых мер по поддержке реального сектора экономики, наряду с денежно-кредитной политикой, обеспечением доступности кредитных ресурсов для предприятий, проектным финансированием, развитием инфраструктуры.
Инвестиционные льготы широко применяются в развивающихся экономиках. Так, в начале 1990-х годов Китай активно создавал льготные налоговые режимы для развития экспортоориентированных и высокотехнологичных отраслей. Массовый приток инвестиций в китайскую экономику в тот период, безусловно, явился фактором последующего стремительного экономического роста. Преференциальный налоговый режим для иностранных инвесторов, сформированный в Китае к началу 1990-х, обеспечил резкий рост прямых иностранных инвестиций. Например, в 1992 году показатель вырос почти в пять раз (до $58,1 млрд), а в 1993 году еще на 93,7% — до $111,4 млрд. Деньги, технологии и опыт иностранных компаний обеспечили десятикратный рост экспорта, со $121 млрд в 1994 году до $1,2 трлн в 2007 году. Темп прироста ВВП в 1990-м составил 3,9%, в 1993-м возрос до 14% и к началу 2000-х стабилизировался на уровне 8,4%.
В Великобритании в 2008 году для поддержки инвесторов в период кризиса была введена льгота для предприятий, инвестирующих в основные средства (заводы, оборудование). В 2009 году при сокращении ВВП на 5,8% налоговые скидки на инвестиции были удвоены. Было произведено временное снижение ставки НДС с 17,5% до 15%. К 2010 году экономика Великобритании вошла в стадию восстановления. К 2011 году рост ВВП составил 2%.
В США в 2006 году ввели инвестиционную льготу для предприятий, инвестирующих в проекты по созданию систем воспроизводства солнечной энергии и для частных лиц, устанавливающих подобные системы, в 30% от подоходного налога. С 2006 года средние темпы прироста объема использования энергии солнца составили 76%. Увеличилась энергоэффективность экономики.
Безусловно, решение о введении льготы в российских условиях будет непростым.
Введение налоговых льгот может лишить и без того дефицитные региональные бюджеты весомой части налоговых поступлений. Но в средне- и особенно в долгосрочной перспективе выгоды от введения инвестиционной льготы очевидны. Она будет способствовать сбалансированному развитию национальной экономики и, в конечном итоге, обеспечит тем же регионам новые рабочие места и дополнительные налоговые доходы.