Новые трубопроводные проекты «Газпрома» растут как грибы после дождя. В дополнение к «Силе Сибири» и «Турецкому потоку» было анонсировано создание дополнительных двух веток «Северного потока». Одновременно «Газпром» ведет переговоры с Китаем по поставкам газа через западный участок российско-китайской границы по газопроводу «Алтай». На первый взгляд, мы имеем дело с настоящим парадоксом — в дополнение к гигантскому профициту незадействованных производственных мощностей, превышающему 200 млрд куб. м газа в год происходит формирование профицита экспортных газотранспортных мощностей, который вскоре может превысить 100 млрд куб. м газа в год. Незадействованные мощности означают уменьшение чистой приведенной стоимости проектов, т. е. экономические потери.
Почему же Россия идет на это?
На западном направлении Россия решает стратегическую задачу избавления от рисков транзита газа через Украину. На восточном направлении Россия создает новые производственные и транспортные мощности, ориентированные в первую очередь на Китай, тo есть диверсифицирует географию своего газового экспорта.
Однако страховка от рисков украинского транзита означает серьезный рост затрат «Газпрома» на транспортировку.
Как известно, перед тем как начинать строительство подводной части тогда еще «Южного потока» от черноморского побережья России до Болгарии, «Газпром» предпринял масштабное расширение подводящих газопроводов внутри России, проект получил название «Южный коридор». В целом программа строительства «Южного коридора» включает строительство новой трассы газотранспортной системы большого диаметра протяженностью 2339 км и 10 компрессорных станций (КС) общей мощностью 1516 МВт, рассчитанной на пропускную способность в 63 млрд куб. м газа в год. Реализация проекта началась в 2011 году и закончится в 2017-м. Первый этап строительства, так называемый западный маршрут, предполагает строительство газотранспортной системы от КС «Писаревка» в Воронежской области до КС «Русская» в Анапском районе Краснодарского края, где газ должен был войти в «Южный поток», а сейчас, соответственно, — в «Турецкий поток». КС «Русская» является уникальным инженерным достижением, а ее проектируемая мощность в 448 МВт создает давление газа до 28,45 Мпа, что позволит без дополнительных технических средств транспортировать газ по подводному газопроводу «Турецкий поток» до европейской части Турции. Второй этап проекта, или восточный маршрут, предполагает строительство газотранспортной системы от КС «Починки» в Нижегородской области до КС «Русская». Этот маршрут позволит сократить общее расстояние транспортировки газа Ямала до юга России по маршруту Бованенково — Ухта — Починки — Русская.
Судя по инвестиционной программе «Газпрома» по развитию газотранспортных мощностей, общая стоимость расширения ГТС в рамках проекта «Южный коридор» составляет 714,7 млрд рублей, причем 39% от этого объема инвестиций, или 279,2 млрд рублей, уже было освоено к 2015 году, а в 2015-м запланировано вложить в проект еще 278 млрд рублей.
С одной стороны, высокие затраты на строительство газопроводов можно объяснить общей инфляцией затрат в нефтегазовом секторе за последние годы, связанной с корреляцией секторальных затрат и высоких мировых цен на нефть. Кроме того, сложность проектов «Газпрома» (в частности глубина, протяженность и пропускная способность подводных маршрутов газопроводов) постоянно увеличивалась. Но был и еще один важный фактор. По мере старения ГТС и изменений в географическом расположении основной ресурсной базы (место Надым-Пур-Тазовского региона как основного центра добычи в будущем займет Ямал) потребовалось заново оптимизировать всю систему газопроводов для того, чтобы сократить общее расстояние транспортировки. Это вызвало необходимость в строительстве новых газопроводов внутри России, таких как Бованенково — Ухта и Грязовец — Выборг для сокращения общего расстояния транспортировки газа Ямала по «Северному потоку» и «Южного коридора» для сокращения расстояния от Ямала до «Турецкого потока».
Альтернативой такому подходу могла бы стать модернизация существующих газопроводов и строительство перемычки с Бованенково на Ямбург, но в середине 2000-х годов на фоне ожиданий роста спроса на европейском рынке «Газпром» выбрал вариант, который мог обеспечить большой запас транспортных мощностей для удовлетворения большого объема дополнительного спроса.
Однако после начала глобального кризиса 2008 года спрос на газ в Европе стал резко падать и оказался почти на 100 млрд куб. м в год ниже ожидавшегося к 2015 году.
Образовавшийся гигантский «двойной профицит» — и газотранспортных, и производственных мощностей «Газпрома», — очевидно, приводит к их неполной утилизации и экономическим потерям. С другой стороны, «двойной профицит» дает России дополнительную гибкость выбора маршрутов поставок для достижения своих геостратегических целей и возможность играть роль балансирующего поставщика и резко наращивать в случае необходимости объем экспорта.
Согласно последним оценкам «Газпрома», ориентировочная стоимость строительства подводной части «Турецкого потока» будет аналогична стоимости «Южного потока» и составит €13,2 млрд.
Наш расчет индикативной стоимости транспортировки от КС «Починки» в Нижегородской области (начальная точка «Южного коридора» в рамках российской ГТС) до КС «Русская» (начальная точка «Турецкого потока») составляет $53,8 за тыс. куб. м, а расчетная индикативная стоимость транспортировки по «Турецкому потоку» — $56,7 за тыс. куб. м. То есть общая индикативная стоимость транспортировки российского газа по маршруту «Южный коридор» российской ГТС — «Турецкий поток» составляет около $110 за тыс. куб. м.
При этом общая стоимость транспортировки российского газа от Надым-Пур-Таза до западной границы Украины сейчас составляет около $65 за тыс. куб. м, т. е. значительно дешевле.
Таким образом, страховка от украинского транзитного риска оказалась весьма дорогой.
Но надо принимать во внимание тот факт, что украинская ГТС подходит к завершению срока ее полезного экономического использования и также требует значительных инвестиций. Кроме того, Россия не может себе позволить оказаться в ситуации, когда Украина по завершении действующего транзитного контракта сможет шантажировать Россию и требовать резкого увеличения ставки транзита.
К тому же, себестоимость поставок российского газа в Европу, даже для самого дорогого газа новых ямальских месторождений, поставляемого по новым дорогим маршрутам транспортировки, все равно ниже, чем у альтернативных источников поставок. В сценарии цены на газ в Европе $300 за тыс. куб. м преимущество российского газа с ямальских месторождений в Европе по себестоимости по сравнению с американским СПГ составляет примерно $50 за тыс. куб. м. Это уже не тот запас прочности, что ранее, но Россия все еще является одним из самых низких по себестоимости источником газа для Европы. Более того, Россия является единственным поставщиком газа для Европы, который может резко нарастить поставки в случае необходимости. Будет ли это нужно европейцам? Зима покажет.