Рост неопределенности, быстрое снижение международных резервов и цен на нефть в 2014 году и достаточно резкое ужесточение политики ЦБ в самом конце года вызвали волну негативных прогнозов в отношении российской экономики. Следуя в этом фарватере, агентства «большой тройки» за короткий срок снизили рейтинг России на две ступени, опустив его по шкале двух из них в «спекулятивную категорию».
В то же время политика Банка России, а именно ее перенастройка, оказалась тем самым стабилизирующим элементом, который смог быстро переломить негативное развитие событий. Интересно, что многие на рынке сначала критиковали ЦБ за повышение ставки до 17%, потом — за снижение ставки на 200 б.п. в конце января 2015 года, а вот изменение его политики рефинансирования банков оставалось практически без внимания.
У ЦБ широкий спектр инструментов прямого и косвенного действия на банковскую систему и экономику, но наиболее сильное воздействие оказывают меры, непосредственно регулирующие объем денежной массы и уровень ключевой ставки. Если в качестве ориентира выбрано снижение ставок, ЦБ может проводить операции, направленные на увеличение ликвидности банков (предложение денег), покупая облигации на внутреннем долговом рынке, а также через операции РЕПО, ломбардные кредиты и операции по покупке иностранной валюты. Однако наращивание объема рефинансирования банковской системы и доведение Банком России суммарного объема задолженности банков почти до 8 трлн рублей к концу 2014 года не сопровождалось стабилизацией или восстановлением экономического роста.
В условиях экономической и финансовой нестабильности, когда доверие к национальной валюте падает, дополнительная рублевая ликвидность не ведет к снижению процентных ставок, а перетекает на валютный рынок, оказывая дополнительное давление на цены.
В этом случае ЦБ корректирует свою политику. Именно это произошло в конце 2014-го — начале 2015 года, когда Банк России ввел практику валютного РЕПО, поддерживая возможности компаний по обслуживанию внешнего долга, а правительство в конце декабря 2014 года подписало директиву пяти крупнейшим госкомпаниям-экспортерам продавать валюту на внутреннем рынке и на еженедельной основе отчитываться перед ЦБ. К моменту первого решения о снижении ставки на 200 б.п. курсовая динамика на внутреннем валютном рынке стабилизировалась, а Банк России в рамках количественного таргетирования достаточно безболезненно для банковской системы снизил объем ее фондирования на 2 трлн рублей относительно объемов на начало года и еще на 0,4-0,6 трлн рублей к моменту второго совещания в марте, когда ставка была снижена еще на 100 б.п.
Достигнув пика в декабре – январе, недельные темпы роста инфляции стали снижаться, стабилизировавшись на протяжении последних четырех недель на «нормальном» уровне в 0,2%.
Несмотря на укрепление доллара США на 7,5% с начала 2015 года к корзине из шести валют и снижение цены на нефть марки Brent на 8,4% до $55 за баррель, рубль продолжает укрепляться. На фоне снижения объемов платежей по внешнему долгу по сравнению с 2014 годом, введения Банком России валютного РЕПО, более ритмичных продаж валютной выручки экспортерами и снижения спроса на валюту со стороны населения рубль укрепился с начала года на 5,3% к доллару США и на 17,3% к евро.
ЦБ продолжит снижать ставки в текущем году на фоне стабилизации валютного рынка и замедления темпов роста цен и инфляционных ожиданий.
Предсказуемость политики ЦБ в данном случае будет позитивно отражаться на других секторах финансового рынка: ожидания определенных действий регулятора станут основой для роста спроса на средне- и долгосрочные активы, роста возможностей Минфина по заимствованию на внутреннем рынке и основой для более спокойного исполнения бюджетного плана. Так, 5-летние и 10-летние ставки на кривой государственных ценных бумаг (ОФЗ) уже снизилась, потеряв с начала года примерно 400 и 250 б.п., в то время как Минфин смог привлечь 93,3 млрд рублей по итогам I квартала, что стало лучшим результатом по сравнению с всеми четырьмя кварталами 2014 года, по итогам которого эмитент смог привлечь всего 150,4 млрд рублей путем рыночных размещений.
Дополнительным техническим фактором снижения ставок в 2015 году станет спрос со стороны локальных участников рынка на фоне погашения Минфином основного долга по ОФЗ, а также «размораживание» и инвестирование пенсионных накоплений, объем которых в целом по системе можно оценить почти в 3 трлн рублей — с учетом 1,9 трлн рублей под управлением ПФР и 1,1 трлн рублей в НПФ. По состоянию на 1 марта 2015 года в Систему страхования прав застрахованных лиц (ССЗЛ) Банк России допустил 24 НПФ, под управлением которых находится около 944 млрд рублей, то есть около 84% всех пенсионных накоплений в негосударственных фондах. Ожидается, что НПФ, вступившие в ССЗЛ, до конца мая получат «замороженные» средства пенсионных накоплений за 2013 и 2014 годы в размере около 500-600 млрд рублей.
Очевидно, что внутренние фундаментальные и технические факторы в сочетании с ожиданиями дальнейшего снижения Банком России процентных ставок поддержат интерес и спекулятивный спрос со стороны нерезидентов.
В реальности лучшее, чем прогнозное, исполнение Минфином плана по привлечению средств на внутреннем долговом рынке в 2015 году может потребовать меньшего обращения государства к средствам стабилизационных фондов, а значит, повысит устойчивость национальной валюты.
В этом случае двум иностранным рейтинговым агентствам, опустившим оценку кредитоспособности России в «спекулятивную категорию», возможно, придется признать свои ошибки и в конце года пересмотреть прогнозы, а быть может, и рейтинги страны.