Внесенный правительством в Думу проект бюджета на 2015 год уже предполагал повышение налогов. Но было ясно, что этим «налоговым маневром» дело не ограничится. Дефициты региональных бюджетов уже в этом году, по оценке Минфина, в совокупности составят 400-500 млрд рублей. На самом деле цифры недофинансирования различных программ выше, и регионам в буквальном смысле приходится резать по-живому. Поэтому основные доходные и расходные параметры, заложенные в принятом в первом чтении проекте бюджета, неминуемо должны были подвергнуться ревизии под давлением регионов.
Такая попытка была предпринята в виде довольно скоординированного выступления губернаторов с требованием поднять акцизы на бензин на 1 рубль за литр. Нет никаких сомнений, что эта инициатива была заранее согласована с руководством страны, а озвучить ее вот таким «боковым» путем, минуя стандартный процесс согласования параметров бюджета, решили, чтобы не усложнять процесс. Обсуждение «налогового маневра» между ведомствами и нефтяными компаниями было слишком тяжелым, а тут времени мало — бюджет нужно побыстрее принять до конца года, против коллективной воли губернаторов, явно одобренной Владимиром Путиным, пойти трудно. Игорь Сечин может, конечно, начать писать грозные письма в Кремль и правительство, но этим сейчас уже никого не удивишь. То есть предложение о дополнительном повышении акцизов, вероятно, будет принято во время рассмотрения бюджета во втором чтении в Госдуме.
За что мы платим повышением налогов?
Акцизы на моторное топливо не единственная возможная жертва, недавно все были шокированы предложением ввести ежеквартальные сборы с малого бизнеса в размере до 6 млн рублей. Из этой же оперы — идущее фронтальное сокращение образовательных и медицинских учреждений.
А платим мы за геополитические амбиции руководства страны и за ту модель государства, которую мы выстроили в последние годы. Сам по себе «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, благодаря которому цены на бензин и так должны вырасти с 1 января минимум на 1,5 рубля за литр, по оценке замглавы Минфина Сергея Шаталова (скорее всего, заниженной), нужен для того, чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета от создания Евразийского экономического союза и отмены экспортных пошлин на нефть в торговле с Белоруссией и Казахстаном, которым мы просто подарим эти деньги. Интересно было бы устроить опрос среди российских автомобилистов на дорогах, готовы ли они платить на полтора рубля больше за литр бензина ради геополитического союза с Белоруссией и Казахстаном. Не уверен, что путинские евразийские амбиции прошли бы такой простой тест.
Еще один геополитический роман нашего президента — с гонкой вооружений. В проекте бюджета-2015 заложен рост расходов на национальную оборону на 33% к текущему году, до 3,3 трлн рублей. Вот где в принципе можно было бы взять денег и на сохранение школ и больниц, и на дорожные фонды, необходимостью финансирования которых губернаторы мотивируют дальнейшее повышение акцизов на топливо.
Но нет, мы же в кольце врагов, все для фронта, все для победы.
Или расходы на национальную экономику, заложенные в бюджете следующего года в сумме 2,7 трлн рублей. Хочется спросить: а где результат умопомрачительного роста расходов на экономические проекты в последние 10 лет? Государство решило стать главным экономическим агентом и главным инвестором, решив, что лучше, чем частный бизнес, понимает, куда вкладывать деньги. Капитальные инвестиции за счет бюджетов всех уровней выросли почти до 2 трлн рублей в год. При этом рост экономики скатился до нуля с перспективой спада. Может, пора в государственном экономическом хозяйстве провести ревизию и сократить эти два с лишним триллиона расходов, оставив деньги гражданам и предпринимателям через снижение налогов? Как показывает практика, они лучше умеют распоряжаться своими деньгами и вкладывать их с пользой для экономики, чем государство.
Ну и на закуску 2,15 трлн рублей на «национальную безопасность и правоохранительную деятельность» (как у нас в стране обстоят дела с безопасностью и эффективностью правоохранительных органов, полагаю, вы и сами знаете). Бюджет-2015 очерчивает вполне четкие контуры военно-полицейской евразийской империи с государственно-монополистической экономикой.
Но вместо того чтобы поискать резервы для финансирования социальных и инфраструктурных программ в этих державно-имперских загашниках, власть пытается заставить заплатить за свои амбиции обычных граждан — пользователей образовательных и медицинских услуг, малых предпринимателей, автомобилистов. На автомобилистов в следующем году, получается, выпадет одна из наиболее суровых нагрузок: помимо планового повышения стоимости бензина на 1,5 рубля за литр, им теперь волевым решением планируют довесить еще рубль.
Разумеется, этим повышение цен на бензин в 2015 году не ограничится: в нынешнем году, скажем, по данным Росстата, АИ-95 вырос с начала января на 2,8 рубля. Притом что мировая цена на нефть снизилась на 25%, со $110,47 за баррель Brent в начале года до $82,5 сейчас. В США бензин подешевел с $3,2-3,3 за галлон на начало года до $3 сейчас.
А помните, как нефтяники красиво рассказывали нам в предыдущие годы, что, оказывается, цена на бензин в России растет из-за связи с мировыми ценами на нефть? И вот мы снова получили возможность убедиться, что это вранье. Сейчас они будут говорить: девальвация виновата. Но они что, на импортном сырье работают? Может, зарплата на НПЗ или топливные налоги номинированы в валюте?
Фундаментальным фактором, предопределяющим монопольный рост цен, здесь является сквозная монополизация нефтяной отрасли, о которой речь уже давно шла. За последние 10 лет вместо полутора десятков игроков у нас на рынке осталось 4-5 компаний, которые в сговоре контролируют всю цепочку добычи и поставок, все независимые игроки выдавлены, доступ на рынок для конкурентов закрыт. И вся эта монополизация случилась при прямом покровительстве и участии государства, так что попытки изобразить борьбу с этим силами карикатурной ФАС вызывают лишь улыбку.
В результате получаем следующую арифметику: 2-3 рубля — гарантированный рост цен на бензин в следующем году за счет увеличения налогов, плюс еще 2-3 рубля — за счет традиционного монополизма отрасли (когда у нефтяных компаний есть законный повод оправдать поднятие ценников, они никогда не стесняются добавить еще). Частные автовладельцы — среди тех, на кого ложится наиболее заметная нагрузка по содержанию паразитической монополистического госкапитализма с непомерными имперскими амбициями.