К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему в России такой дорогой бензин

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Прибыль, зарабатываемая нефтяными компаниями на реализации нефти на внутреннем российском рынке, явно чрезмерна

Объявленный правительством «налоговый маневр» в нефтяной отрасли вызвал соревнование прогнозов по поводу того, на сколько в следующем году вырастут цены на бензин. Коридор велик – от 5-6%, по словам министра энергетики Александра Новака, до 10-15% в устах главы «Лукойла» Вагита Алекперова. Я склонен больше верить Алекперову, тем более что умеренные прогнозы роста цен на бензин от правительственных экономистов в последние годы не особо сбываются: только за последние 24 месяца цена на 95-й бензин, по данным Росстата, выросла примерно на 4,5 рубля за литр, а за три года, с октября 2010-го, – на 8 рублей! Ровно 3 года назад литр 95-го стоил в среднем по стране 24,7 рубля за литр, сегодня – 32,7.

Все эти повышения цен нам традиционно красиво объясняют какими-то «объективными» факторами.

Но давайте попробуем разобраться с ценовой арифметикой на базе отчетов самих нефтяных компаний. Вот, например, пояснения менеджмента «Роснефти» к финансовой отчетности компании по МСФО за 2012 год – там немного больше цифр, чем в обычной отчетности. Среди них можно найти такую, как, например, средняя цена реализации высокооктановых бензинов на внутреннем рынке в 2012 году – 30 000 рублей за тонну (стр. 24, первая таблица снизу).

 

Из чего цена складывается? Доля налогов в ней составляет примерно 56%. Это, в основном, акциз (на высокооктановые бензины, соответствующие классам 4-5, он составлял в 2012 году 6800 рублей за тонну), НДПИ (5000 рублей за тонну), а также прочие налоги (НДС, соцналог, имущество), всего получается где-то около 17 000 рублей.

Вопреки распространенному мнению, такой уровень налоговой нагрузки на топливный рынок не является аномалией. Если взглянуть на вот эту диаграмму, приводимую Управлением энергетической информации Министерства энергетики США, то вроде бы доля налогов в цене бензина здесь составляет всего 12% против наших 56%. Но речь идет о розничных налогах – у нас доля акциза на высокооктановые бензины в конечной цене сопоставима. Зато более 70% в структуре цены бензина в США занимает стоимость покупной нефти, большинство которой покупается на мировом рынке, и в цену которой входят… всевозможные налоги на добычу и экспорт нефти, взимаемые в странах-производителях (грубо говоря, те же самые наши НДПИ и экспортные пошлины). Если в этих 70% выделить налоговую составляющую, собираемую не в США, а в странах — экспортерах нефти, то получится, что доля налогов в цене бензина на американском рынке превысит стандартные 50%.

 

Но вот дальше начинаются вопросы. Дело в том, что операционные расходы у «Роснефти», согласно отчету компании, вовсе не так велики. Средние расходы на геологоразведку и добычу около 600 рублей на тонну, средние расходы на переработку, маркетинг и сбыт – около 700 рублей за тонну. Еще 600 рублей на тонну – транспортировка нефти по трубопроводам. Еще примерно столько же – общеадминистративные расходы. У «Лукойла», согласно все той же отчетности по МСФО, цифры похожие – чуть более 2000 рублей за тонну все вместе.

И вот здесь возникает вопрос: 17 000 рублей налогов и 2000-3000 рублей объективных операционных расходов – о'кей, 20 000 рублей за тонну.

Но куда же девать разницу с ценой реализации в 30 000 рублей за тонну высокооктанового бензина, которую указывает в своем отчете «Роснефть»?...

 

Ну, допустим, есть расходы розничных трейдеров – транспортировка, нефтебазы, АЗС. Но только не говорите мне, что они сопоставимы с затратами и налоговыми платежами по всей цепочке деятельности большой интегрированной нефтяной компании – это не может объяснить, откуда к налогам и операционным расходам добавляется еще треть цены.

Это подтверждение того, что цены на бензин в России могли бы быть существенно ниже, если бы не бесконечно раздутая маржа, которая, в свою очередь, возможна благодаря сквозной олигополизации нефтяной отрасли в добыче, переработке и сбыте (подробнее об этом говорилось здесь). Поэтому мы вынуждены верить на слово рассуждениям нанятых участниками рынка «экспертов», которые все время разъясняют нам, что в повышении цен виноваты налоги, мировые котировки нефти и все кто угодно, но только не сами поставщики нефтепродуктов.

Значит ли все это, что бензин в России должен стоить, скажем, 20 или 25 рублей вместо 30 с лишним? Не обязательно. Разумеется, нефтяники должны зарабатывать прибыль на своей деятельности. Цена каким-то образом будет коррелировать и с мировыми котировками, поскольку всегда есть возможность нефть или нефтепродукты экспортировать.

Однако сегодня, в отсутствие конкуренции, размер прибыли, зарабатываемой нефтяными компаниями на реализации нефти на внутреннем российском рынке, явно чрезмерен, что видно из приведенных выше цифр. Только конкурентная среда могла бы «придавить» зарабатываемую сегодня излишнюю олигопольную маржу. Если и не снизить цены на бензин – то, например, создать пространство для дополнительного повышения акцизов с целью увеличить финансирование дорожных фондов (проблема неразвитости дорог волнует автомобилистов не меньше, чем рост цен на топливо).

Что касается налоговых маневров правительства в нефтяной отрасли, то, честно говоря, автор этих строк уже потерял нить, какие цели этими маневрами преследуются. Пока мы видим, что нефтяные компании блестяще используют любые налоговые изменения для оправдания накрутки цен, которые растут космическими темпами. А структурные и фискальные выгоды от «налоговых маневров» неочевидны и в длинном горизонте не проявляются. Все стремятся стимулировать модернизацию НПЗ, но глубина переработки и выход светлых нефтепродуктов пока так и остаются на уровне начала 2000-х. Представляется, что конкуренция могла бы быть более серьезным стимулом строительства современных НПЗ по сравнению с мерами налоговой и таможенной политики, если допустить к добыче независимых игроков.

 

Но в реальности, вспоминая про поглощение ТНК-ВР и объявленные дальнейшие экспансионистские аппетиты «Роснефти», о конкуренции остается только мечтать.

Так что, уважаемые автолюбители, когда будете видеть на автозаправках растущие ценники, знайте: вы платите за усиление государственного контроля над нефтяной отраслью и ее консолидацию. Ничем другим рационально объяснить раздутые топливные ценники невозможно.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+