Еще несколько дней назад многие частные консультанты вовсю успокаивали своих клиентов, говоря, что до ужесточения антиофшорного законодательства далеко, процесс тормозится из-за серьезных разногласий между бизнесом и правительством. Поэтому ставший широко известным законопроект о контролируемых иностранных компаниях, который заставит российских собственников платить налоги со своих иностранных активов, правительство внесет в Думу самое раннее в сентябре.
И внезапно 27 мая на сайте Минфина появился доработанный текст законопроекта. Оказалось, что уже 19 мая он был внесен в правительство.
После активных обсуждений законопроекта в правительстве и на экспертных площадках текст, по сравнению с первой версией от 18 марта, серьезно изменился. Нужно отметить, что многие изменения основаны на предложениях «Деловой России», и теперь закон в большей степени учитывает интересы бизнеса.
Появляется «бенефициарный собственник»
В новой версии законопроект позволяет заинтересованным лицам пользоваться соглашениями об избежании двойного налогообложения, что позволяет существенно снизить размер российских налогов у источника. Но для этого нужно, чтобы иностранный получатель доходов из России (дивидендов, процентов и роялти) получал их по праву «бенефициарного» собственника.
Авторы законопроекта разъясняют, что «фактическим получателем (бенефициарным собственником) дохода признается лицо, которое напрямую или через свое прямое и (или) косвенное участие в других организациях либо иным способом одновременно обладает правом владения, пользования или распоряжения таким доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно пользоваться и (или) распоряжаться таким доходом».
Если же получатель обладает ограниченными полномочиями и является фактически посредником, прямо или косвенно выплачивая полученный доход иному лицу, которое в самой России не имело бы права на применение соглашения об избежании двойного налогообложения, то ему в применении преимуществ должно быть отказано.
«Белый» список вместо «черного»
В первом варианте текста контролируемыми иностранными компаниями признавались лишь зарегистрированные в странах по специальному списку Минфина. Очередной «черный» список сужал сферу действия закона. Теперь авторы ввели механизм «белого» списка. Предполагается отсеивать добросовестных участников налогового сотрудничества с помощью обмена информацией между странами.
Такой список стран, к компаниям, организациям и иным правовым конструкциям которых не будет применяться антиофшорный закон, будет составляться Федеральной налоговой службой на основе фактического состояния сотрудничества с компетентными органами иностранных государств и реального предоставления информации на основании международных соглашений. Вторым обязательным критерием для возможности включения в такой специальный список является эффективная ставка налога на прибыль или корпоративного налога в таком иностранном государстве, она не должна быть ниже 15%, т. е. 75% от российской ставки налога на прибыль.
Описанный критерий сразу исключает из «белого» списка Кипр и Ирландию, у которых ставка налога составляет по 12,5%, а также, возможно, целый ряд кантонов Швейцарии.
С другой стороны, еще не совсем ясно, что подразумевается под эффективной налоговой ставкой. Например, на Мальте, соглашение об избежании двойного налогообложения с которой вступило в силу несколько дней назад, ставка налога на прибыль 35%, но в связи с применением импутационной системы налогообложения прибыли (когда акционер получает затем возмещение налога) эффективная ставка может составлять и менее 9%.
Исключения
Самым приятным для любого налогоплательщика, безусловно, всегда являются освобождения. Теперь в законопроекте они есть, появился перечень организационно-правовых форм и государств, к которым правила о контролируемых иностранных компаниях не применяются.
Помимо государств из «белого» списка правила не подлежат применению к государствам — членам Евразийского экономического союза.
Особенно важно, что контролируемыми иностранными компаниями не признаются иностранные организации, акции которых прошли процедуру листинга на одной из фондовых бирж из совместного списка Банка России и Минфина, а также некоммерческие иностранные организации или иные организации, которые в соответствии со своим личным законом не распределяют полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами.
Но, к сожалению, Минфин остался непреклонен к предложениям повысить размер участия в компании для признания ее контролируемой с 10% до 50%. Осталась в тексте и обязанность физических лиц уведомлять налоговый орган о владении долями или акциями (более 1%) в иностранной компании.
Конечно, даже после принятия закона, реальная жизнь изменится не сразу.
Сейчас российские налоговики далеко не всегда могут свободно получить данные у зарубежных коллег. Россия заключила не так много соглашений об обмене информацией, да и политические противоречия с развитыми странами ОЭСР, как известно, обострились. Но не стоит обольщаться. Желание пополнить бюджет может оказаться сильнее геополитических трений, и тогда все стороны будут вместе играть против агрессивных налоговых оптимизаторов.
Наверное, можно ожидать и новых версий антиофшорного законопроекта, но одно можно сказать точно — упрощения регулирования не последует.