Многие видели развешанные по Москве плакаты "Вернули Крым, вернем и Москву без пробок". Но пробки – сначала, правда, не в Москве – будут уничтожены совсем иначе, чем брали Крым. Не силой, не нахрапом и без помощи зеленых грузовичков-эвакуаторов.
Прототип устройства, которое рано или поздно разберется с пробками, только что продемонстрировала миру компания Google. Смешная глазастая машинка, которую автомобильные колумнисты называют "тостером", – на самом деле штуковина пострашнее любой бронетехники, раскатывавшей в марте по Крыму.
У этой электрической штуки нет ни руля, ни педалей. Сел, пристегнулся, задал маршрут на навигаторе, нажал на кнопку – и поехал. Вернее, тебя повезли.
Эти девайсы, способные ездить не быстрее 40 км в час, наделенные мягкой передней частью и гибким лобовым стеклом, чтобы не убивать пешеходов, если не сработает автоматика, скоро будут кататься по городам Северной Калифорнии – проходить тестирование, доказывать, что они безопаснее обычных машин. Скорость достаточная для городской езды, а на шоссе устройству без руля и педалей по американским законам нельзя.
Году этак к 2020 Google доведет их до ума.
Компания не собирается продавать машины частным лицам. Ее сооснователь Сергей Брин объяснил смысл проекта так: "Все эти машины в частной собственности и частном использовании облагают общество огромным налогом. Машины не используются 96% времени, а парковочных мест втрое меньше, чем машин [в Москве хуже: машин здесь около 5 млн, а число парковочных мест только к 2016 году планируется довести до 1,6 млн - F]. В часы пик 30% перемещений в городе – это поиски парковки. Это не понадобится, если будут машины без водителей, которые будут вас отвозить, а потом отправляться за следующим пассажиром".
Брин хочет, чтобы вызывать машинки можно было через какой-нибудь партнерский сервис, например, Uber (он доступен и в Москве: любой водитель с машиной, соответствующей не слишком жестким условиям, может к нему подключиться и в свободное время возить пассажиров). Нажали пару кнопок в приложении для мобильного телефона – и робот через несколько минут приехал за вами.
При таком раскладе большинству людей не нужна своя машина.
Не надо парковаться, можно, пока едешь, заниматься своими делами, ничто не мешает выпить после работы кружку пива. Неважно, если вы плохо себя чувствуете и принимаете сильнодействующие лекарства. Вам 15 лет или 80? Да какая разница, руля-то нет, права не нужны.
Пользоваться таким сервисом будет, скорее всего, дешево. Сейчас в Париже работает успешная схема под названием Autolib. По всему городу припаркованы – и при этом заряжаются – электромобили Bluecar, выпущенные компанией Bollore совместно с дизайн-ателье Pininfarina. Чтобы ими воспользоваться, надо подписаться на этот сервис за сотню евро в год. Аренда машины обходится в €4-€7 за полчаса. Дешевле и парижского, и московского такси. Дешевле, чем парковать свою машину в центре Парижа – или в центре Москвы на весь рабочий день. Bluecar, способный после зарядки проехать 250 км, приходится водить самому, и он занимает место на улице, когда стоит в ожидании клиента. Это, конечно, минусы; их-то Google и собирается устранить.
Есть люди, которым нравится водить машину. Они делают это для удовольствия. Тюнингуют, покупают спорткары, слушают рев мотора, как музыку. Брин понимает, что они никуда не денутся. Не беда: традиционные автомобильные компании продолжат их обслуживать. Придется им только пояса немного затянуть, потому что большинство людей все-таки относятся к машине, как к средству передвижения.
Чтобы покончить с пробками – а заодно и с собственностью на не очень-то нужные в семье машины – Google придется убедительно доказать, что машины без водителей – это не страшно. На интуитивном уровне все понятно: машина не эсэмэсит во время движения, не отвлекается, не теряет сознания, принимает стандартные решения быстрее человека. Но пока потребители не увидят – не поверят. Та же история и с защитой от хакеров, которые уже неплохо умеют подключаться к компьютерным системам современных автомобилей: пока Google не сможет доказать, что новые машинки почти неуязвимы – или по крайней мере отключаемы, если поведут себя странно – их будут остерегаться.
Как и многие проекты Google – от мобильного телефона-конструктора, который пользователь будет собирать сам, до пресловутых очков, – машинка сейчас кажется футуристическим проектом, в котором слишком много неизвестных. Нет пока ни бизнес-параметров, ни ясности с финальным дизайном и производителями, ни законодательного обеспечения. Однако у Google достаточно денег, а у Брина, отошедшего от оперативной деятельности в компании и занимающегося только перспективными проектами, хватит времени и лоббистской мощи, чтобы довести дело до конца.
Лично у меня нет сомнений, что мне доведется воспользоваться сервисом, который рисуют в своем воображении Брин и сооснователь Uber Трэвис Каланик.
И да, если он заработает, я откажусь от своей машины.
У нас почему-то технологические решения жизненных проблем ищут в последнюю очередь. Сначала придумывают, что бы запретить. Потом – как бы распилить. Отсутствие этих мотиваций выгодно отличает бывшего москвича Сергея Михайловича Брина от тех, кто принимает сейчас решения в его родном городе.