Мы сейчас находимся гораздо ближе к всеобщему украинско-российскому счастью, чем может показаться. Только надо уточнить, что речь идет о счастье в исключительно рыночном понимании слова.
Всю эту неделю неплохо растут российские акции, вот график индекса РТС. "Отскочил" вверх даже рубль, хотя для этого, в общем, нет никаких экономических оснований. Одновременно с этим начали падать доходности по украинским гособлигациям. Вот, например, долларовая бумага с погашением в сентябре 2015 года. Еще 18-19 марта она подбиралась к 19%, а в четверг, 20-го снизилась до 17%.
Неожиданно возникший осторожный оптимизм по поводу экономических перспектив как России, так и Украины – это отражение определенной картины мира. В ней против России не вводятся никакие значимые санкции: "точечные удары", даже такие, как нанесенный США в четверг по друзьям Путина – Геннадию Тимченко, Аркадию и Борису Ротенбергам, Владимиру Якунину, Юрию Ковальчуку, а также "особенному" банку "Россия", все-таки неспособны причинить России серьезную экономическую боль, разве что разозлить лично президента.
Запад, чувствуя себя немного виноватым за то, что не защитил Украину и поддержал в основном на словах, начинает ускоренно выделять ей финансовую помощь, не дает объявить дефолт по долгам, поддерживает необходимые экономические реформы.
Все фактически признают аннексию Крыма Россией.
И идут каждый своим путем: Россия – к материализации советской ностальгии, Украина – в Европу, Запад – по своим, обычно не очень-то связанным с постсоветским пространством делам, немного потупившись, но не сильно страдая.
Это циничная, трейдерская версия ("Снег падает..." – "Скорее покупай!") прогноза завтрашних и даже послезавтрашних новостей. Сделанная, как водится, на основе новостей вчерашних, в крайнем случае сегодняшних. О том, например, что Великобритания предлагает ЕС ввести против России оружейное эмбарго – но Франция, не оставляющая намерений продать Москве вертолетоносцы "Мистраль", тут же издевательски предлагает заблокировать счета российских олигархов в банках Лондона. А встрявшей с какими-то примирительными словами в этот разговор Германии все тут же советуют уменьшить импорт российского газа, покрывающий 50% потребностей страны в этом топливе. Перебранка заглушает писк Латвии, которая требует от ЕС компенсации в случае введения серьезных санкций против России, потому что они в любом случае ударят по этой маленькой и зависимой от российского транзита стране.
А предположение о скором искуплении вины перед Украиной – в виде материальной компенсации за территориальный и моральный ущерб – просто напрашивается. Психологически.
И вроде бы по всему выходит, что так и должно быть. Но кто мог предсказать пять недель назад, как все повернется? Что Янукович поспешно сбежит из Киева, что Путин отреагирует так нервно и введет войска в Крым, что Крым оттяпают, что – не без участия провокаторов, присланных из России, – начнутся волнения в юго-восточных регионах Украины и новые революционные власти будут слабо контролировать даже оставшуюся часть своей страны?
Такой сценарий виделся, совсем еще недавно, только в кошмарах и только людям с самым развитым воображением.
Почему бы тогда не предположить, что все снова пойдет по наихудшему из возможных сценариев? Что взбешенный адресными санкциями против его друзей Путин не пойдет в разнос, конфискуя собственность иностранных банков и компаний в России, отправляя войска без опознавательных знаков в Донецк, Луганск, Херсон, Одессу, Николаев? Что напуганные нарастающей агрессией американцы и европейцы не плюнут на свои экономические интересы, не введут совсем уж устрашающих санкций – как против Ирана, – а ООН не отправит в Украину миротворческие силы (такая возможность есть у Генеральной ассамблеи, в обход Совета безопасности, в котором у России есть вето)?
Если через какой-то месяц мы обнаружим "голубые каски" где-нибудь в Сумской области, а у себя в кошельках не обнаружим работающих карточек международных платежных систем, если Россия окончательно станет изгоем, а мы – невъездными даже в страны, с которыми у нашей страны сейчас нет визового режима, – вы удивитесь? Я – не удивлюсь. Одержимое неосоветской мечтой, окрыленное ее нежданной реализацией российское руководство, а с ним и российское большинство, показало способность действовать без оглядки на всякие мелочи типа выстраивавшихся годами отношений с соседями и партнерами.
Во имя высшей цели такая ерунда может быть похерена мгновенно, без лишней рефлексии.
У рынка короткая память и нет вообще никакой способности предсказывать события: все, что имеется в его распоряжении, это неактуальные данные о прошлом.
Даже веря в идеальный для российского обывателя циничный сценарий, который диктует поведение бирж, готовиться надо к худшему. К торжеству безумия. Как сказано у Руми,
Путь разума увлек меня в беду,
Теперь путем безумия пойду.