Сразу нужно оговориться, что рассуждения о причинах ареста в Вене украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа пока остаются спекуляциями — мало еще информации для качественных выводов. Однако тот факт, что арест произошел именно сейчас, на пике эскалации отношений между Россией и Украиной с перспективой начала реальной войны, позволяет сделать несколько важных предположений.
quote_block node/70685
Фирташ, возможно, лучше всех на Украине посвящен в украинские схемы «Газпрома». Бессмысленно связывать Фирташа с какими-то конкретными политиками из украинского истеблишмента — за долгую карьеру он успел попользоваться и Леонидом Кучмой, и Виктором Ющенко, и Юлией Тимошенко, и Виктором Януковичем, сохраняя и чаще всего упрочивая свой газовый бизнес. Зато за годы работы с «Газпромом» через посредников EuralTransGas и RosUkrEnergo Фирташ доказал, что виртуозно умеет играть на связях с Россией. Ему, конечно, не все удавалось в отношениях с Владимиром Путиным, который, как известно, лично вникает в российско-украинскую газовую торговлю: Фирташ жаловался, что сотрудничество с RosUkrenEnergo нужно было Путину лишь для того, чтобы получить прямой доступ к торговле среднеазиатским газом на Украине, после чего Фирташа от этих схем стали отодвигать. Не удалась ему и покупка значимых газовых активов в России — в 2006 году он не смог купить 75% акций Астраханской нефтегазовой компании, владеющей лицензией на разработку правобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения, сделку заблокировал лично Путин.
Тем не менее Фирташу могут быть известны факты реальной коррупции среди высокопоставленных российских чиновников и государственных топ-менеджеров, а также организаторы различных трейдинговых схем. Сколько зарабатывают связанные с российским руководством лица на «сером трейдинге» — реэкспорте российского газа в Европу по ценам выше официально декларируемых «Газпромом» на таможне — известно кроме них самих лишь Господу Богу и, скорее всего, Фирташу, который был участником значительной части этих схем. Так что, как уже успели сказать некоторые комментаторы, вполне вероятно, что в лице Фирташа лидеры стран Запада «взяли ценного языка», который может очень многое рассказать о бизнесе приближенных российского президента, в том числе на публике.
Пока Россия вела себя «в пределах», необходимости в этом не было, и расследование ФБР в отношении Фирташа, которое, как говорят, ведется аж с 2006 года, носило «спящий» характер.
Теперь вот наступил горячий момент, и понадобился «язык», а возможно, и нечто посильнее — заложник. О «коммерческой» подоплеке действий России в Крыму уже заговорили после вчерашнего официального объявления лидеров Крыма о готовности отдать весь черноморский газовый шельф «Газпрому». В совокупности с возможными показаниями Фирташа у Запада может появиться на руках целое досье о том, что действиями Путина в Крыму движут вовсе не интересы защиты русского населения, а скорее совсем другие интересы, в заложника которых это самое русское население уже превращено де-факто.
Дополнительным триггером репрессий против Фирташа мог стать тот факт, что он являлся спонсором ряда пророссийских политических структур, которые сейчас возглавили сепаратистское «правительство Крыма». Раньше до этого никому не было особого дела, так как убедительных результатов на выборах в Крыму эти структуры не показывали. Но в последние две недели, когда вновь назначенное «правительство Крыма» возглавил лидер «Русского единства» Сергей Аксенов, а его первым замом стал лидер пророссийского «Острова Крым» Рустам Темиргалиев, появилась информация о финансировании их партий Фирташем начиная с 2009-2010 годов. Поэтому нельзя исключать, что с просьбой о принятии мер в отношении Фирташа к властям стран Запада обратились новые власти в Киеве.
Вряд ли стоит преувеличивать связи Фирташа с бежавшим Януковичем.
В последнее время Фирташ терял влияние, а «группа Фирташа» в Верховной Раде сыграла важную роль в формировании пула перебежчиков из Партии регионов, способствовавшей формированию твердого большинства, которое впоследствии сместило Януковича и назначило новые переходные органы власти. Хотя нет смысла ждать благодарности за это от украинских властей – судя по ряду их действий (например, уголовным делам в отношении харьковских лидеров Добкина и Кернеса, которые, в общем, не представляют сейчас для Киева большой угрозы), они сейчас пытаются работать по принципу «победитель получает все», и чувство политической мести для них часто оказывается важнее соображений построения в стране широкой «коалиции стабильности».
Тем не менее фактор причастности Фирташа к взращиванию нынешнего крымского правительства мог стать последней каплей, спровоцировавшей его арест. Украинским политикам крайне выгодно, чтобы это было сделано руками Запада, да и еще на фоне расследования ФБР о коррупции — это будет дополнительным доводом в копилку досье о коррумпированности власти Януковича и близких к нему олигархов.
Для российского президента такой арест может служить еще и своего рода черной меткой — снаряды разрываются уже близко, и завтра могут арестовать Романа Абрамовича в Лондоне или Геннадия Тимченко в Женеве. Вы спрашивали, какие санкции со стороны Запада могут быть эффективными, чтобы остудить горячие головы в Кремле? Да вот такие. За что — найдется. На войне как на войне, тем более что поддержка общественного мнения на Западе гарантирована — стадионные кричалки про Абрамовича “and policeman will be knocking on his door” всем хорошо известны.
Так что история с Фирташем может оказаться лишь началом.