К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Конец вольницы: какие последствия саммит G20 будет иметь для офшоров

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Использовать привычные простые и экономичные средства офшорной защиты осталось год-два, не больше

На саммите G20 в Санкт-Петербурге большинством голосов был принят предложенный ОЭСР в июле этого года план действий против ухода от налогов с помощью низконалоговых или безналоговых юрисдикций. План представляет собой систему мер, рекомендуемых к исполнению в течение максимум двух лет.

Большинство из двадцати развитых государств поддерживает инициативу мягкой гармонизации, или так называемого контурного согласования своей национальной налоговой политики.

Похоже, опыт налоговой интеграции ЕС по прямым налогам скоро станет достоянием всех стран G20.

 

Безусловно, вопросы установления и взимания налогов в пределах своих государственных границ – абсолютная и суверенная прерогатива каждого независимого государства. Это суть фискального суверенитета, которая доказала свою незыблемость даже в Европейском Союзе. Хотя против острой необходимости не попрешь, и, когда зашел вопрос об отмене физических внутренних национальных границ государств-членов в рамках ЕС, создание единой скоординированной системы взимания налога на добавленную стоимость стало неизбежной задачей для общего рынка.

Именно сейчас члены «двадцатки» и ОЭСР столкнулись с проблемами при сборе налогов с корпораций, которые пережил в свое время ЕС, пытавшийся гармонизировать правила сбора НДС в рамках союза. Речь и о снижении поступлений в бюджет, и о параллельном росте налоговых преступлений. Во время кризиса интересы бюджета выходят на первый план. При этом крупнейшие экономики пытаются договориться об избежании налогового демпинга или пагубной налоговой конкуренции. Как известно, создание специальных налоговых режимов, низких ставок налога, освобождение от налогообложения отдельного вида налогоплательщиков или объектов является одной из основных причин бегства капитала из одного государства в другое.

 

Дополнительной проблемой для многих стран стала система двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. Изначально она создавалась для снижения необоснованных затрат бизнеса и содействия развитию международной торговли. Теперь сплошь и рядом можно видеть недобросовестное использование таких соглашений. Они позволяют заинтересованным лицам создавать «транзитные» юридические лица, существующие только на бумаге, для вывода капитала из страны происхождения. Такие «проводящие» компании могут, например, создаваться в странах с достаточно высокой налоговой нагрузкой, которые, однако, для привлечения инвесторов с целью учреждения холдинговых структур и увеличения своих местных рабочих мест предоставляют налоговое освобождение для входящих дивидендов из стран, чьи ставки корпоративного налога не ниже 10% (под эту категорию попадает большинство стран, включая и Россию).

Таким образом, совершенно на законных основаниях по соглашениям об избежании двойного налогообложения в России налог у источника на выплату за границу дивидендов может быть снижен до 5% (например, если получает физическое лицо – налоговый резидент в России, то уплачивается 9%), а на проценты по займам и роялти аж до 0%. Как известно, проценты и роялти наиболее «интересны» для выплаты за рубеж, так как являются вычитаемыми расходами из российской базы налога на прибыль.

По результатам саммита 5-6 сентября в рамках декларации лидеров «Группы Двадцати» было принято приложение по вопросам налогообложения. Наверное, стоит отметить, что в отличие от одобренной летом в Лох-Эрне декларации G8 положения санкт-петербургской декларации G20 носят более четкий и емкий характер и даже отводят разумные сроки на реализацию предложений.

 

В документе отмечается, что уже в ноябре 2013 года G20 ожидает от глобального форума ОЭСР по транспарентности и обмену информацией в целях налогообложения общий мировой рейтинг всех стран-участниц форума по соблюдению стандартов транспарентности и обмена налоговой информацией по запросу. В этой связи отмечается, что Глобальный форум будет использовать наработки Группы разработки финансовых мер борьбы с легализацией денежных средств полученных преступным путем (FATF) по вопросам выявления бенефициарных владельцев, а также обеспечит наличие у всех стран информации относительно бенефициаров юридических лиц, осуществляющих деятельность в их юрисдикции.

Автоматический обмен налоговой информацией должен стать нормой для всех государств мира. Глобальный форум будет работать совместно с Целевой группой ОЭСР по налогам и развитию, Всемирным банком и другими организациями, с тем чтобы помочь развивающимся странам оценить свои потребности в технической помощи и создании потенциала. А страны G20 уже наметили введение между собой автоматического обмена налоговой информацией к концу 2015 года на основании механизма предусмотренного многосторонней страсбургской конвенцией Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам (участвует в настоящее время 56 стран).

Понятно, что такие меры могут вызвать возражения у других участников международного сообщества, например многих развивающихся стран.

Отдельной проблемой, вероятно, для G20 станет жесткая позиция Швейцарии, которая пока не приемлет ни в каком виде автоматический обмен информацией.

Но вряд ли такие возражения смогут остановить процесс. На этой неделе стало известно о первом деле, начатом в США в соответствии с Актом Магнитского. Его ход показывает, что уже сейчас США имеют все правовые возможности для вскрытия любой информации в любой офшорной юрисдикции. Прокуратура Южного округа Нью-Йорка получила не только полную и исчерпывающую информацию от Кипра и Молдовы, но и от гораздо более закрытых Швейцарии и Британских Виргинских островов.

 

А в Великобритании, помимо публичных обсуждений повышения транспарентности компаний и создания публичных реестров бенефициаров, также на публичный суд вынесено предложение о повышении ответственности консультантов и установлении штрафов (до 1 млн фунтов-стерлингов) за заведомо незаконные и аморальные схемы налоговой оптимизации. Несомненно, Россия, в свою очередь, также будет использовать передовой опыт своих иностранных коллег.

Поэтому скрываться с использованием прежних простых и экономичных средств офшорной защиты, вероятно, осталось год-два, но не больше. И также важно помнить, что следы остаются на достаточный срок в соответствии с требованиями о сохранении документации.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+