К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мечты сбываются: в чем секрет успеха сайта Kickstarter

фото Fotobank/Getty Images
фото Fotobank/Getty Images
Если стартапер хочет с помощью нового проекта реализовать свою мечту, шансы на успех возрастают

Судья в России, как мы все знаем, больше, чем судья. Даже судья конкурса стартапов. Он еще и наблюдатель нравов и не может не видеть, что при всем своем разнообразии – от умниц и профессионалов до безумцев и халявщиков – все российские стартаперы движимы одной целью — разбогатеть. Да, и страна наша хочет инновациями поправить свое экономическое положение. Специальная госпрограмма недаром называется «Экономическое развитие и инновационная экономика», а все российские институты развития, занятые инновациями, - это институты экономического развития, и судят об их успехах по показателям чисто экономическим.

Однако есть в мире компании, движимые мечтой, а не стремлением к обогащению. Есть в мире инновационные процессы, которые направляет не экономическая целесообразность, а потребности общества. Да и среди организаций финансово успешных, известных, окруженных вниманием инвесторов, немало именно таких, созданных как раз для реализации нематериальных замыслов и устремлений своих основателей.

В прошлой колонке я писал про компанию SpaceX, которую породила мечта Элона Маска слетать на Марс (и, как он сказал однажды, «умереть на нем, только бы не при посадке»), а сегодня мы поговорим про другую компанию, созданную мечтателями: Kickstarter.com.

 

Если кто-то когда-то говорил вам, что краудфандинг (лицом и лидером которого является как раз Kickstarter.com) – это в первую очередь инструмент для коллективного венчурного инвестирования, то посмейтесь в лицо такому говоруну. Это неправда.

Наиболее известный в мире краудфандинговый сайт создан с совершенно иной миссией, задачей и целями.

 

Мечта о сервисе, который позволит креативным людям рассказать миру о своей задумке и собрать деньги на ее реализацию, появилась в 2002 году у музыканта-любителя по имени Перри Чен. Он хотел выступить с концертом в Новом Орлеане и понял, что специальный сервис очень бы помог ему получить аванс от зрителей, необходимый для оплаты зала и подготовки выступления. Но Перри был бедным музыкантом и не имел ни малейшей возможности реализовать задуманное. Мечта не давала ему покоя, и в 2005 году, работая официантом в бруклинском ресторане Diner, он подружился с одним из завсегдатаев по имени Янси Стриклер. Янси был на тот момент довольно известным в Нью-Йорке интернет-журналистом, и Перри решил, что именно с таким партнером он сможет реализовать задуманное, ибо был изначально уверен, что такой сервис может стать успешным и массовым только при запуске в интернете.

Друзья дали проекту название Critical Mass. Довольно быстро они поняли, что в их команде, состоявшей из одного журналиста и одного официанта, уместно бы смотрелся человек с опытом исполнения интернет-проектов. Так в компании появился третий со-основатель Чарльз Адлер, сделавший к тому моменту несколько успешных веб-сервисов. Однако и Чарльз (креативный директор Agency.com) не был программистом-создателем сайтов, и команде все еще были нужны деньги на программирование. В общем, закономерно, что первыми инвесторами стали такие же свободные художники, как и троица основателей, – комик Дэвид Кросс, издатель музыкального онлайн журнала PitchFork.com Райан Шрайбер, другие люди богемы. 28 апреля 2009 года заработал сайт Kickstarter.com (предыдущее название основатели отмели как неоригинальное), а уже через две недели начались первые успешные кампании: одна на $35, другая – на $145.

Принцип работы Kickstarter.com очень прост: автор той или иной идеи после проверки ее администрацией на соответствие политике сайта (сейчас есть 15 запрещенных категорий проектов) размещает на сайте подробное описание идеи и зачастую видеообращение к аудитории. Автор идеи должен определить как размер собираемой на ее воплощение суммы, так и срок, в течение которого эта сумма должна быть собрана. Если к установленному сроку требуемые средства не собираются, то взносы возвращаются всем, кто их сделал, и кампания объявляется несостоявшейся. Каждый автор определяет градацию бонусов, получаемых теми, кто финансирует кампанию. Скажем, мы собираем $3000 на создание памятника Чичикову. Тогда градация бонусов может быть определена так: за $5 вы получаете открытку с фотографией памятника, за $10 - магнитик на холодильник с изображением памятника, за $50 – указание вашего имени на постаменте памятника, а за $1000 – копию памятника.

 

Собирать деньги на Kickstarter.com может только компания или частное лицо из США или Великобритании. На внесение денег нет географических ограничений.

Большинство (более 80%) всех проектов артистические: съемка фильмов, создание картин, скульптур и иных арт-объектов, воплощение музыкальных проектов. Начиная с 2010 года на площадке Kiskstarter.com прошло несколько сверхуспешных кампаний и по сбору денег на выпуск того или иного технологического устройства или аксессуара, самые знаменитые из них: наручный ремешок для iPod nano, «умные» часы Pebble. Проект Pebble Watch собрал около $10,3 млн, превысив установленную инициаторами планку в 103 (!) раза – и теперь финансирование технологического проекта на Kickstarter.com стало сверхпопулярным трендом.

Еще Маленький Принц отметил, что люди не видят красоту до тех пор, пока у этой красоты не появляется денежное выражение. И прекрасная идея Kickstarter.com – устранить алчного посредника между созидателем (художником, музыкантом, изобретателем) и потребителем – не привлекла бы внимание миллионов людей и сотен плагиаторов, если бы не сопровождалась оглушительным денежным успехом. Если первые компании на Kickstarter.com собирали десятки и сотни долларов и первое время счетчик собранных денег на сайте был запрограммирован так, что мог отображать исключительно значения в интервале от 0 до 100%, то сегодня есть кампании и на один, и на два миллиона, а объем собранных денег может превышать начальный запрос в тысячи раз (счетчик на сайте перепрограммирован три года назад). За 4 года работы сайта 3,5 млн человек профинансировали 109 000 проектов общей суммой $626 млн.

В 2012 году через сайт прошло кампаний на $319 млн, 5% которых составила комиссия Kickstarter.com. Таким образом, выручка компании трех мечтателей в прошлом году – весьма осязаемые $15 млн.

Великолепны не только финансовые показатели деятельности Kickstarter.com, великолепным является и список инвесторов проекта (созданного, напомню, официантом, музыкальным критиком и веб-дизайнером): самый знаменитый нью-йоркский венчурный фонд Union Square Ventures Фреда Вилсона, предприниматели-основатели Twitter, Flickr, Vimeo. Общий объем инвестиций в проект никогда не разглашался, известна лишь сумма вложения USV – около $10 млн.

 

О чем нам говорит история Kickstarter.com, а также истории SpaceX, Tesla Motors и SolarCity, описанные раньше? Я вижу три значимых вывода:

·  Если вы с любовью создали продукт, которым удобно и легко пользоваться одной целевой группе, то даже нецелевая группа клиентов захочет пользоваться вашим продуктом. Сильный продукт только выиграет при расширении целевой группы, как Kickstarter.com получил новых клиентов в среде создателей технологических устройств.

·  Успешный проект всегда отвечает на больной для своего создателя вопрос, это и мотивирует на создание хорошего продукта.

·  Быть идеалистами, следовать за мечтой, стараться исправить мир не только полезно для души и соответствует умным мотивационным книгам. Такое поведение еще и очень, очень хорошо вознаграждается материально. И нередко приводит к возникновению инвестиционно привлекательных компаний.

 

Как вы думаете, что делает «нормальный бизнес», когда чистая удача приносит ему новый, масштабный рынок? Правильно – хватается за эту возможность и активно развивает случайно пришедший успех. Что сделал Kickstarter.com, когда стало понятно, что технологические проекты пользуются совершенно сумасшедшим успехом? Kickstarter.com добавил к существующему перечню из 15 запретных категорий еще три, ориентированных специально на технологические проекты. Например, запрещено публиковать в описании продукта его фотореалистичные изображения – для того, чтобы участники кампании, поддержавшие проект, не могли ошибочно предположить, что покупают готовый продукт.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+