Конкуренция городов — объективная реальность, а Москва долгое время забывала о том, что она — всего лишь один из возможных вариантов для ведения бизнеса. Такой снобизм «по-московски». В Китае, Индии, Бразилии работать тоже непросто, но интересно, говорят инвесторы, которых, конечно, в первую очередь, интересует экономический потенциал, и они готовы направить ресурсы своих компаний туда, где возможно получить реальную отдачу от вложенных средств. Что беспокоит зарубежных бизнесменов и менеджеров? Казалось бы, все то, что и нас самих: экология, транспорт, образование. Есть и специфические потребности у бизнесменов-экспатов. Например, им нужны медицинские услуги, которые попадали бы под правила западных страховых компаний, или школьное образование для их детей, которое соответствовало бы международным стандартам. В Москве же сфера услуг, финансовая система еще не набрали необходимой гибкости, многомерности — потребитель есть, а соответствующие услуги хоть и присутствуют, но пока представлены в недостаточном объеме.
Долгое время Москва находилась в плену обманчивого впечатления, что в городе и так все хорошо: есть деньги, есть проекты, есть гигантский потребительский рынок — надо ли беспокоиться? Но в недавно опубликованном рейтинге журнала Forbes «30 лучших городов для бизнеса» Москва оказалась почти ровно в середине списка.
Мы отстаем на 14 строчек от лидера — Калининграда, уступая, например, Казани, Иркутску, Нижнему Новгороду.
Скромную, хотя и выросшую на 8 пунктов за два года оценку получает Россия, а значит, и Москва, в рейтинге Doing Business. Высокие темпы роста до кризиса вводили нас в заблуждение, вырабатывали установки, от которых теперь приходится отвыкать — что все уже хорошо, что делать ничего не надо, все «растет само».
Исправить эту ситуацию должна проводимая в Москве экономическая политика. Среди ее приоритетов: развитие малого и среднего предпринимательства, реструктуризация и стимулирование развития промышленности, развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, развитие инноваций, рынка труда, превращение Москвы в международный финансовый центр. При этом важно понимать, что модель «город-предприниматель», в которой городская власть сама строит заводы, владеет компаниями — уходит в прошлое. Городские власти должны обеспечивать условия, поддерживать и развивать среду, привлекать внимание местных и зарубежных бизнесменов к интересным и важным для города перспективам.
Многое на этом пути уже сделано. Например, Москва в прошлом году продала городские пакеты акций на 19 млрд рублей. Это сознательный выбор — уход из конкурентных видов деятельности, отказ от активов, которые не связаны с работой города как регулятора и обеспечителя социальных и государственных функций. Удалось значительно сократить количество процедур, которые нужно пройти, чтобы подключиться к электросетям (с 10 до 5), зарегистрировать предприятие с (8 до 6), получить разрешение на строительство (с 42 до 10).
Работает Штаб по защите прав и интересов предпринимателей, в который за время его работы обратилось около 600 бизнесменов и две трети проблем было успешно решено. В том числе решены системные проблемы: технологическое присоединение торговых объектов к электросетям, подключение магистрального газа в нежилых помещениях, получение разрешения на открытие летних кафе, размещение холодильного оборудования у торговых объектов, проблемы грузовой логистики, меры поддержки МСП и др.
Да, мы в самом начале пути и инерция велика, но важность обозначенных направлений работы не вызывает сомнений, и отдача от нее уже видна. Проблем еще хватает, и нужно заниматься их решением, но без понимания и без учета возможностей, заложенных сегодня, решение этих проблем не приведет нас завтра к качественно новой ситуации — дилемма, с которой приходится сталкиваться каждому предпринимателю.
Увидеть эти возможности должны не только мы, чиновники, но и члены бизнес-сообщества, планирующие свои дальнейшие шаги.
Кое-что вполне очевидно уже сейчас. Москва де-факто является одним из крупнейших городов мира, прямо или косвенно свою жизнь с ней связывают около 15-20 млн человек. В Москве проживает 8% населения страны, но на нее приходится около 20% ВРП — это около $356 млрд, больше, чем ВВП некоторых европейских стран. Москва — привлекательный не только для российского бизнеса, но и в мировом масштабе город. В рейтинге компании A.T.Kearney Global Cities Index столица занимает 19-е место, оказываясь между Мадридом и Берлином (тройка лидеров — Нью-Йорк, Лондон, Париж), причем интересно, что самые высокие оценки мы получили не только по показателям деловой активности, но и по важности культурного потенциала. На Москву приходится почти треть прямых иностранных инвестиций в Россию, а это $35 млрд. Москва воспринимается зарубежными предпринимателями как привлекательный хаб для бизнеса, открывающий доступ к большому российскому рынку и рынкам стран ближнего зарубежья. Эта ниша, которую мы уже заняли и которую необходимо удерживать и расширять, отдавая себе отчет в том, что мы пока не можем конкурировать с такими признанными финансовыми центрами, как Нью-Йорк и Лондон. В своем классе Москва уже стала международным финансовым центром, конкурирующим с Варшавой, Стамбулом, Хельсинки, а по определенным позициям с крупными городами Западной Европы, например Франкфуртом.
Основным вектором должно стать развитие инновационной составляющей экономики. Москва должна быть городом, ориентированным на все самые современные виды деятельности. Причем речь не идет только об инновациях технологических, которым город уделяет много внимания, участвуя в развитии проекта «Сколково», открывая технополисы, технопарки и бизнес-инкубаторы (уже работает 10 технопарков, 20 бизнес-инкубаторов, 20 центров прототипирования, 50 патентных бюро), но и об управленческих инновациях. Создание современных привлекательных общественных пространств, появление новых форматов в торговле и в сфере услуг, приход частных инвесторов в традиционно государственные сферы деятельности — образование, здравоохранение — это тоже инновации. Они повышают качество жизни, привлекательность города, делают его экономически более динамичным, эффективным.
Для успешного развития в этом направлении у Москвы есть возможности. В первую очередь это концентрация научных кадров — около 40% всего научного потенциала страны сосредоточено в столице, около 1 млн студентов учится в московских вузах. Удерживать этот потенциал и развивать его, особенно в традиционно сильных для нашей страны направлениях — точные науки, технологии, — совершенно необходимо. Также важно привлечь в город и удержать в нем дорогие и высококвалифицированные рабочие кадры из-за рубежа — финансистов, врачей, инженеров. Они станут не только работать на развитие нашей экономики, но и платить налоги, создавать спрос на услуги высокого качества.
Ни один город такого масштаба не может прожить без мигрантов, но вызов для нас сейчас — изменить структуру миграции так, чтобы быть привлекательными для самых дорогих, а не самых дешевых рабочих рук.
И одновременно — максимально легализовать труд мигрантов, сделать возможной конкуренцию между теми компаниями, которые задействуют приезжих легально, и теми, кто нарушает закон и толкает на противоправное поведение наемных работников, жизнь которых начинает зависеть только от произвола работодателя, а не от соблюдения российских законов и норм поведения.
Во всем мире крупные города проходят или проходили стадию развития, на которой мы находимся сейчас. Индустриальный город становится постиндустриальным, меняется структура экономики, меняется отношение к жизни, меняются и приоритеты в управлении. Хороший пример того, как это влияет на город, — транспортная инфраструктура, построенная в расчете на гораздо менее интенсивные потоки автомобилей. Ушло время на осознание проблемы, на поиски адекватных решений, на знакомство с зарубежным опытом. Сейчас приоритеты расставлены окончательно — строительство новых дорог является необходимостью, но в целом только ставка на общественный транспорт, на повышение его престижа и качества решает проблему в будущем, меняет вектор развития города. Меняться должны и собственные предпочтения жителей, потому что именно они выбирают в конечном счете, пользоваться ли автомобилем или метро, а город может только подтолкнуть их к этим решениям.
Эффект от решений, принимаемых сегодня, не будет мгновенным ни для транспортной ситуации, ни для экономики. Повышение качества жизни, облегчение условий ведения бизнеса, развитие инфраструктуры (финансовой, медицинской, IT, транспортной, энергетической), ставка на инновационный подход во всех отраслях, — это основной приоритет экономической политики. Ему соответствуют конкретные программы, решения, меры, реализуемые правительством. Но это и те направления, в которых развитие собственно бизнеса нам кажется нужнее всего для будущего города, потому что увеличивает и экономические, и просто человеческие возможности для всех его жителей.