Мировой рынок e-Commerce, преодолевший по итогам прошлого года «страшный» рубеж в $1 трлн, растет практически неснижающимися темпами. Ожидается, что в этом году он прибавит еще почти 20%. Среди лидеров роста — страны Азии и Восточная Европа. И хотя молодой китайский рынок вырастет на 65%, более «зрелые» рынки Великобритании и Германии не собираются стоять на месте, прогноз роста для них — 14% и 13% соответственно. Внушительные показатели заставляют задуматься об источниках роста и о месте России в этой картине бурного развития мировой электронной коммерции.
Возьмем пример Великобритании. Это удивительный рынок: среди развитых стран электронная коммерция занимает у англичан наибольшее место в экономике. Общий объем рынка в 2013 году оценивается в $142 млрд, больше только Китай и США с их гигантскими экономиками. Доля онлайн-продаж в британском ритейле давно превышает 10% и неуклонно растет. Самые смелые прогнозы от BCG — 23% к 2016 году. В чем причины такого успеха? Во-первых, в традиционной инновационной активности британского бизнеса. Во-вторых, британское общество, несмотря на свою «чопорность», очень современно. Англичане быстро осознали удобства электронных покупок: низкие цены, дистанционный сервис, экономящий время и внимание, широту выбора.
Как и в прошлые века, британское общество показывает остальному миру модель будущего социально-экономического устройства.
Совсем другая динамика в Китае и в Индии. Здесь основной фактор — гигантский рост числа интернет-пользователей. И если Индия все еще в самом начале пути (137 млн пользователей, 11% населения), то в Китае уже 40% населения (538 млн человек) пользуются сетью. В обеих странах традиционный ритейл развит крайне слабо, современные форматы охватывают менее 10% всей торговли. Неразвитость базовой инфраструктуры не позволяют традиционному ритейлу быстро развиваться, интернет проникает в жизни людей быстрее, чем современные автострады и авиапорты. В результате в Китае электронная коммерция удвоила объем в прошлом году и вырастет еще на 65% в этом. А традиционный китайский ритейл растет немногим более 20% в год.
Еще более явными становятся различия между странами, если смотреть на интернет-покупателей.
В Китае из 538 млн интернет-пользователей в этом году будут совершать покупки 270 млн (50%), а в Индии — всего 18% (25 млн из 137 млн). Сами онлайн-покупки в Индии — это книги и мелкая электроника. Остальные категории товаров, например любимая россиянами бытовая техника, почти не пользуются спросом. Совсем другое дело Китай — там покупают все, набор категорий почти такой же, как и в Великобритании. Таким образом, можно проследить этапы интернет-эволюции. На рынках, где пользователей мало, онлайн-покупки тоже только начинаются: покупателями становится маленькая доля интернет-аудитории, покупают в основном мелкую электронику и книги. С ростом интернет-проникновения растет не только число интернет-пользователей, но и доля покупателей, спрос распространяется на большое число категорий, покупки становятся более частыми. Электронная коммерция быстро становится значимой частью экономики, онлайновый ритейл превышает 10% общего ритейла страны.
Россия пока в начале этого пути. Мы находимся где-то между Индией и Китаем, нам пока еще очень далеко до Великобритании. Однако история Китая, да и самой России показывает, что развивающиеся страны проходят интернет-эволюцию гораздо быстрее развитых. То, что США и Великобритания прошли за 15-20 лет, Китай — за 5-7, Россия вполне способна преодолеть за 7-8.
Если принять эту логику, то российский рынок электронной коммерции ждет резкое ускорение темпов роста.
К 2020 году мы можем оказаться на уровне показателей сегодняшней Великобритании — 5-6% ВВП ($120-150 млрд), онлайн-ритейл — 10-12% от традиционного ритейла. Это означает рост в 10 раз: с $12 млрд до $120 млрд к 2020 году.
Текущий рост электронной коммерции составляет у нас 25-30% в год, текущая доля в ВВП страны — меньше 1%, доля онлайн-ритейла в общем ритейле — около 2%. И если по числу интернет-пользователей мы в прошлом году обогнали Германию и занимаем первое место в Европе (68 млн — 48%), то по числу интернет-покупателей мы сильно отстаем — 23 млн (34%) против немецких 41 млн (61%). Таким образом, существуют все признаки того, что на рост интернет-пользователей наслоится, как это происходит в Китае, рост доли покупателей и частоты покупок. И электронная коммерция, все больше проникая в удаленные уголки российской экономике, начнет показывать 40-60% роста. Я понимаю, что это зависит в том числе от нашей компании и от коллег по отрасли. Чем качественнее и устойчивее мы будем оказывать сервис нашим покупателям, тем быстрее будет происходить в России интернет-эволюция.