В России, стране с ярко выраженным этническим, религиозным и культурным многообразием, многонациональность порождает множество широко известных проблем и конфликтов. С экономической точки зрения, различные темпы развития российских регионов, связанные с их историческими особенностями, приводят к тому, что большие группы населения оказываются на обочине прогресса. С другой стороны, разнообразие опыта, таланта и способностей различных групп может стать важным ресурсом экономического и социального прогресса. Так что важность вопроса о том, как сгладить риски многообразия и правильно реализовать потенциал развития в России, трудно переоценить.
Научный анализ этой проблемы получил дополнительный толчок более пятидесяти лет тому назад в результате процесса деколонизации и получения независимости в этнически разнородных странах Африки и Азии. Для проведения эмпирических исследований в этой области надо было количественно оценить степень разнообразия. До сих пор самым известным и популярным индексом разнообразия является индекс отличия, предложенный в 1912 году известным итальянским статистиком Коррадо Джини, представляющий вероятность того, что два произвольно выбранных жителя страны принадлежат к различным этническим группам. Понятно, что для страны, состоящей из большого числа различных групп, этот индекс довольно высок, в то время как для монолитной Северной Кореи значение индекса разнообразия равно нулю.
Проблема состоит в том, что с практической точки зрения иногда довольно трудно определить размер и даже число этнолингвистических групп в стране.
Являются ли сербский и хорватский разными языками или оба представляют единый сербскохорватский язык, особенно в свете того, что Сербия отрицает существование двух разных языков, в то время как Хорватия настаивает на их раздельном существовании? А как разобраться с Папуа — Новой Гвинеей, активно говорящей на более чем 800 языках?
Интересно отметить, что самый существенный вклад в решение этого вопроса внесла работа под названием «Этнолингвистическая фракционализация» (ELF), выполненная специалистами лаборатории этнической статистики и картографии Института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР и Государственного геологического комитета СССР. Эта карта мира, подготовленная к Международному конгрессу этнографических и антропологических наук в Москве в августе 1964 года, была опубликована в Атласе народов мира в том же году. Несмотря на трудности обмена информации в далекие предкомпьютерные годы, ELF былa немедленно замечена на Западе и использованa в работе известного американского политолога Данкворта Рaстоу в 1967 году и в важном исследовании Чарльза Тэйлора и Михаэля Хадсона в 1972 году. Несмотря на некоторые упущения и политические нюансы тех лет, по масштабу и качеству исследования ELF стала ведущим средством информации и оказала огромное влияние на известные исследования Пола Мауро (1995) о связи разнообразия и коррупции, Ричарда Истерли и Роса Левина (1997) о разрушительном влиянии этнического разнообразия на экономическое развитие Африки и многочисленные работы гарвардского экономиста Альберто Алесины в последнем десятилетии. Даже сам индекс разнообразия, предложенный Коррадо Джини более ста лет назад, в большинстве статей называется ELF и связывается с Атласом народов мира.
В России миграционный прирост за счет стран СНГ в совокупности с низкой рождаемостью привели в последние 20 лет к заметному увеличению индекса разнообразия и этнолингвистической карты.
По данным Федеральной миграционной службы, в октябре 2013 года, из 11 миллионов иностранных граждан на территории России более 600 тысяч приходилось на долю Азербайджана и около 500 тысяч — на долю Армении. В России живут более пяти миллионов выходцев из Средней Азии, включая более двух с половиной миллионов граждан Узбекистана, более миллиона — Таджикистана и примерно по 600 тысяч из Казахстана и Киргизии. Конечно, гражданство и этническая принадлежность не всегда совпадают, и сейчас намного сложнее, чем это было в 1964 году, создавать этнические карты. Тем не менее в условиях возрастающего разнообразия надо опираться на опыт других стран и работы ученых, изучавших теоретические и эмпирические аспекты этой проблемы. Это уже другая тема, но без анализа развития образования в России в целом и для детей иностранных граждан в частности вопросы развития многонациональной страны решить невозможно.