К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Не кормите троллей»: Евгений Касперский про победу над мошенниками

фото Diomedia
фото Diomedia
Как «Лаборатория Касперского» разобралась с патентными троллями

Вы будете удивлены, но в мире существует отрасль экономики, которая не производит абсолютно ничего, не оказывает абсолютно никаких услуг, и ничего такого ей не предполагается делать и в будущем. Объем этой отрасли сравним с ВВП небольшой европейской страны — десятки миллиардов долларов в год. Участники этой отрасли – не воры-карманники, не киберпреступники, ворующие пароли от банковских счетов, и не наркоторговцы. Речь идет об уважаемых людях в хороших костюмах и с прекрасным медицинским обслуживанием, которые живут в больших красивых домах в американских пригородах и ездят на работу в дорогих автомобилях. И нет, это не политики и не бюрократы, как кто-то мог бы подумать. Это так называемые патентные тролли, «непрактикующие организации» — компании, регистрирующие патенты с широкими формулами и описаниями, скупающие их у «изобретателей» с целью заставить технологические компании платить им роялти. Их бизнес – стучаться в двери компаний реального сектора и требовать денег за все подряд. И самое поразительное: вместо того, чтобы послать этих граждан, куда подальше, им исправно платят. Несмотря на трудные, вроде бы, времена, отрасль эта растет весьма динамично, на зависть другим, более продуктивным, секторам экономики.

Абсолютное большинство патентных троллей сосредоточены в США в силу специфических особенностей патентной и судебной систем этой страны. С одной стороны, в Америке можно запатентовать не готовое изобретение, а нереализованную идею в самом широком ее понимании, а потом требовать деньги с тех, кто создал что-то подобное на практике. С другой стороны, в судах, как правило, каждая сторона оплачивает свои издержки самостоятельно, а подготовка и ведение процесса стоит миллионы долларов. Договориться с троллями дешевле. Добавьте к этому элемент непредсказуемости, который вносит в разбирательство участие присяжных заседателей, и в результате, компаниям реального сектора в краткосрочной перспективе выгоднее договариваться с троллями полюбовно, не доводя дело до суда.

Есть тонкая грань между троллями и компаниями, создающими реальные инновации. Например, изобретение может быть запатентовано университетской лабораторией, которая не планирует воплощать  его в реальное изделие. Она может продать патент кому-то, кто будет его использовать на практике, или самостоятельно договариваться с производителями о лицензионных выплатах. Другое дело, когда патентуется что-то максимально размытое, а потом, спустя 10 или более лет, эта концепция подгоняется, чтобы доказать, что производители реально существующих продуктов и услуг активно используют данное запатентованное изобретение.

 

По подсчетам исследователей Бостонского университета, в 2011 году тролли заработали $29 млрд в виде отчислений со стороны компаний реального сектора, что нанесло американской экономике ущерб в $80 млрд. По нашим данным, в 2012 году число судебных разбирательств по патентным вопросам в США более чем удвоилось. Большинство этих процессов были с участием непрактикующих организаций, то есть троллей. Весь их бизнес состоит в том, чтобы скупать старые патенты, регистрировать новые, насколько хватает мозгов, и рассылать письма с просьбами дать денег.

Принципиальная позиция «Лаборатории Касперского» – не потакать паразитам и не кормить троллей. Это для нас вопрос здравого смысла и элементарной гигиены.

 

В 2011 году мы получили письмо счастья от компании Lodsys, в котором предлагалось за скромное вознаграждение лицензировать ряд патентов, принадлежащих этой организации. В далеком 1992 году одного изобретателя, выпускника Гарвардской школы, осенила идея методов улучшения продуктов за счет обратной связи от пользователя к разработчику, которую он позднее и запатентовал. После разнообразных пертурбаций этот и другие патенты оказались у Lodsys, с которой нам и пришлось иметь дело.

Оказалось, что эти патенты, ни много ни мало, накрывают практически любые варианты организации обратной связи с клиентами в программном обеспечении. Ты создал интерактивный веб-сайт поддержки клиентов? Будь добр, заплати. Присылаешь клиентам уведомления о новых версиях баз в твоих продуктах? Надо бы заплатить еще. Помощь пользователю в загрузке и установке обновлений, облачные технологии безопасности, покупка и продление лицензии, кнопка «сообщить об ошибке»? Деньги давай! Вдруг выяснилось, что чуть ли не вся софтверная индустрия должна денег Lodsys, включая крохотных разработчиков приложений для смартфонов, вздумавших встроить функцию In-App Purchase, например, чтобы предоставить клиенту опцию «купить платную версию программы».

В мае 2012 года нас и всех несогласных пригласили выяснить отношения в окружной суд штата Техас. Именно там вотчина троллей. Спасибо ускоренной системе патентных процессов: порой ответчику необходимо за несколько дней подготовить аргументы и ответить на тысячи документов. А это сильно осложняет задачу обороны. По всем признакам выходило, что вариант негативного развития событий для нас был весьма вероятным. Но сдаваться мы не собирались. От нас требовали $25 млн — именно такова была цена судебного иска.

 

Это был второй для нас случай атаки троллей (забегая вперед скажу, что мы успешно отбились оба раза). Мы уже знали, что главное иметь стратегию и тактику, немедленно предоставлять всю запрашиваемую информацию (в том числе исходные коды), быстро реагировать на жалобы, всячески демонстрировать суду открытость и готовность к сотрудничеству. Ну и, конечно, транслировать вселенское спокойствие, уверенность и твердость позиции.

Тролли же, наоборот, делали все, чтобы усложнить процесс. Например, нам за очень короткий срок пришлось проанализировать более 2 000 подшитых к делу документов, на которых базировались обвинения тролля и его аппетит. Мало проанализировать, нужно было подготовить убойные контраргументы, которые и стали в дальнейшем причиной отказа Lodsys встретиться с нами с глазу на глаз в суде.

51 компания из 55 ответчиков достигли досудебного соглашения с Lodsys: кто-то сразу, кто-то посопротивлялся, но все равно заплатил троллю, чего тот и добивался. На финишной прямой остались мы, Symantec, HP и Samsung. За несколько недель до дня заседаний с участием присяжных и эти гиганты прикинули, во сколько им может обойтись процесс, и приняли решение договориться. Мы остались в этой битве одни, прошли все стадии разбирательства, предоставили все документы с изложением нашей позиции. Мы были полностью готовы выйти на слушания с присяжными. И тут, прямо перед их началом, в сентябре 2013 года, тролль дал деру, отказался от процесса, видимо, поняв, что доказать состоятельность своих претензий против нас он не сможет.

И это не просто какой-то очередной выигранный процесс. По сути, мы выиграли суд против очень мощной многоуровневой системы. Цель патентной системы – стимулировать инновации, и вряд ли кто-то будет спорить, что именно благодаря патентной защите, например, фармацевтические гиганты могут рассчитывать на отдачу от многомиллиардных вложений в научные исследования и разработки. Однако патентные паразиты эту инновационную экосистему разрушают. Деньги, выкачанные из хайтек-вендоров, — это огромные ресурсы, которые они могли бы вложить в научно-технические разработки, фактически это дополнительный налог на инновационную деятельность. И то, обычные налоги идут на финансирование образования, на социальный сектор и инфраструктуру. А на что идут патентные платежи непрактикующим организациям? На новые «порше» для юристов и членские взносы в гольф-клубы для самих владельцев компаний-троллей?

Мы считаем, что этим успехом мы задали очень хорошую тенденцию, показав, что с патентными троллями можно и нужно бороться. Любое досудебное соглашение с ними будет лишь разжигать их аппетиты, а значит, вести к новым искам — придется платить снова и снова. Собственно, признаки экспансии троллей налицо: если раньше объектами атак были крупнейшие корпорации, то сейчас тролли берут в оборот стартапы, буквально вчера выбравшиеся из гаражей. Патентная система в Америке в нынешнем виде фактически угрожает новым идеям и технологическим прорывам, как минимум, в ИТ-секторе.

 

И, похоже, не мы одни так считаем. В США некоторое время назад стала, наконец, наблюдаться положительная динамика. Если раньше в ответ на наши письма, статьи и прочие объяснения сути патентного троллинга многие лишь пожимали плечами, мол, все же в рамках правового поля, то уже в этом году президент США Барак Обама резко высказался против патентных троллей, обвинив их в паразитизме и несправедливом выкачивании денег из тех компаний, которые реально что-то производят. Он так и сказал, что этот печальный факт «является одной из основных проблем американской патентной системы». Это вселяет некоторую надежду на то, что политическое руководство США настроено решать эту проблему. Также мы очень приветствуем первый в истории США закон против патентных троллей, который приняли в штате Вермонт.

Но, к сожалению, такую махину не так просто сдвинуть с места. Пройдут еще многие годы, прежде чем удастся избавиться от этих паразитов. Однако мы надеемся, что этого добьемся, и тролли, как им и положено, останутся под мостами, в сувенирных киосках и на разнообразных интернет-форумах. В любом случае, сталкиваясь с ними где бы то ни было, помните простое правило: не кормите троллей.

В подготовке колонки участвовала Надежда Кащенко, руководитель управления по интеллектуальной собственности «Лаборатории Касперского»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+