Каждый инвестиционный инструмент, сочетающий в себе недоступную большинству математическую сложность, новизну и относительную независимость от финансовых регуляторов, может рассчитывать на свои 15 минут славы. В 2008 году мир с изумлением узнал о существовании кредитно-дефолтных свопов по ипотечным облигациям, в 2013-м, во время событий на Кипре, первые полосы газет описали новую виртуальную валюту Bitcoin, подорожавшую только за две недели более чем в два раза (и с тех пор так и не подешевевшую).
Биткойны — это электронная валюта, созданная в 2009 году несуществующим японцем по имени Сатоси Накамото (это псевдоним; ни имя, ни даже национальность программиста, создавшего Bitcoin, публике не известны). Технически они представляют собой цепочку символов, создание которой требует работы больших вычислительных мощностей (транзакцией в этой системе является пересылка нескольких битов информации с компьютера на компьютер). Экономически это валюта, которая не имеет своего центробанка, ограничена в объеме (в мире никогда не будет больше 21 млн биткойнов), а все совершаемые в ней сделки не оставляют никакого следа.
Биткойны апеллируют к ностальгии по золотому стандарту и недоверию к любой государственной власти.
С точки зрения энтузиастов новой валюты, у нее есть несколько важных достоинств. Биткойны идеально подходят для покупки запрещенных вещей: нет никакого способа проследить за сделкой и поймать покупателя. Биткойны не могут потерять ценность из-за того, что государство включит печатный станок или откажется платить по долгам. Биткойны, наконец, проще в пользовании, чем золотые слитки или чемоданы бывших в употреблении 20-долларовых купюр.
Экономисты не согласны. Пусть биткойны подходят для теневых сделок, но объем этих сделок никогда не сравнится с масштабами белой коммерции, а неспособность отследить транзакции делает невозможным, например, поиск и возврат украденных сумм.
Кроме того, биткойны одновременно претендуют на роли валюты и коммодити, а значит, плохо справляются с обеими.
Как пользоваться деньгами, которые могут за день подешеветь или подорожать в несколько раз? Наконец, практическая ценность денег связана с повсеместной готовностью продавцов принимать их к оплате, а с этим у биткойнов проблема.
В любом случае не так важно, могут ли биткойны стать платежным средством, куда интереснее понять, почему они стали инвестиционным инструментом. Что на самом деле покупают люди, меняя свои доллары на цифровые коды?
Ответов может быть несколько. Для начала, как показал Кипр, некоторым правительствам доверяют не слишком сильно. И в этих условиях кажется разумным разменять суверенные риски, связанные с выбором юрисдикции, на технологические, которые у биткойнов никто не отрицает: люди боятся и банкиров, и хакеров, но банкиров больше.
Кроме того, биткойны можно рассматривать как успешное технологическое предприятие, получившее — в среде программистов — огромную маркетинговую поддержку. Инвестиция в биткойны — это своеобразная покупка доли в многообещающем стартапе, пусть и неинкорпорированном.
Но самое, наверное, важное свойство криптовалюты состоит в том, что она предлагает простую и последовательную версию будущего. Люди, хранящие свои сбережения в долларах, ставят на то, что мир через 20 лет не будет слишком сильно отличаться от нынешнего мира, но подробностей не сообщают. Люди, покупающие биткойны, им возражают: все будет иначе, и мы точно знаем как. Можно верить Баффетту («люди всегда будут жрать, срать и трахаться») и не верить в паранойю Сатоси Накамото (финансовая система находится на грани коллапса), но его футурология более чем конкретна.
Любая версия будущего может стать хорошим инвестиционным инструментом, если только уметь ее рассказать. Самый ходовой товар в современном мире — это не средства производства, не новые рынки и даже не люди, а повествования. Красивых историй всегда будет меньше, чем инвесторов, и на любую найдется спрос.
Биткойны — это в первую очередь хорошо рассказанная история.