Доклад советника президента Сергея Глазьева для Совета безопасности РФ явно претендует на доктрину сторонников мобилизационного рывка российской экономики и заслуживает подробного комментирования (в отсутствие у меня оригинала вынужден комментировать на основе изложения в газете «Коммерсантъ»).
Предложения организационно-управленческого характера серьезного внимания не заслуживают. Создание «народных предприятий», научно-инженерных советов на предприятиях и т. п. — все это хорошо забытое старое, от югославского опыта времен Тито до программ ускорения научно-технического прогресса Михаила Горбачева. Полагаю, что печальный исторический опыт уже дал оценку этим идеям и их практическому воплощению.
Даешь дешевый кредит!
Первый блок предложений — кредитная поддержка предприятий за счет эмиссии денег Центробанком. Масштабы эмиссионной программы впечатляют — 20 трлн рублей за 5 лет. Кредиты банкам и институтам развития должны быть под 1-2%, а для конечных заемщиков — под 4%. При нынешней инфляции 15-20% годовых (а реализация предложений Глазьева инфляцию может только разогнать) подобные ставки кредитования создают большие соблазны для получателей. Зачем что-то производить, если можно примитивно положить деньги на депозит под 10-15% годовых или на худой конец купить товар и позже перепродать его с учетом роста цен.
Банкам явно захочется дать за счет полученных дешевых денег не «целевой», а «обычный» кредит под рыночные 20-25%.
Академик предлагает обложить получателей кредитов данью в виде обязательств по производству определенных объемов заданных видов продукции. Эта тема в докладе развита слабо, но сама идея вызывает вопросы. Во-первых, непонятно, кто и как будет эти самые объемы и виды продукции определять? Если это обычный госзаказ, то зачем изобретать такие сложные схемы? Во-вторых, при нашем уровне коррупции и слабости системы управления руководители предприятий и банков найдут немало способов обхода возможного контроля. Не найдут, так чиновники сами подскажут.
Впрочем, идеи — давайте напечатаем и раздадим деньги — не новы и озвучиваются с завидной регулярностью, лишь слегка утихая по мере роста инфляции.
Тотальный валютный контроль
Более кардинальные предложения в докладе вносятся в сфере валютного контроля. Фактически предлагается запретить внешние операции капитального характера, а также резко ограничить покупку валюты юридическими лицами (про аналогичные ограничения для населения доклад деликатно умалчивает). Более того, под покупку валюты и трансграничные платежи предлагается резервировать средства (своего рода «временный налог»). Однако и этой меры авторам доклада кажется мало. Резервирование будет дополнено лицензированием операций капитального характера (привет из далекого начала 90-х, когда подобным занималось МВЭС как раз под руководством Сергея Юрьевича). Логичным продолжением этих новаций служит введение обязательной продажи валютной выручки экспортерами.
Нет более сладкого занятия для чиновника, чем что-то контролировать или лицензировать. Бальзамом на чиновничью душу проливается предложение Глазьева об «аргументированном обосновании экспорта капитала с позиций пользы его для экономики РФ». Не сомневаюсь, что в органах госуправления эти предложения получат горячее одобрение. Сейчас контроль за выводом денег за рубеж есть, и довольно жесткий. Тем не менее, по оценкам Центробанка, Росфинмониторинга и Счетной палаты, незаконный вывод исчисляется сотнями миллиардов рублей в год. Контроль в одночасье станет эффективнее?
Нет, просто возрастет плата за риск посредникам.
Идея обязательной продажи валютной выручки — тоже возврат в прошлое. Экспортеры найдут десяток способов оставлять часть доходов за рубежом. И проблема не только в этом. Подавляющее большинство экспортеров — одновременно импортеры. Те же нефтяники завозят специальные химикаты, комплектующие к буровому оборудованию, измерительную аппаратуру и многое другое. Плюс оплата сервисных контрактов иностранных компаний, без которых многие технологии добычи и разведки просто не будут работать. Значит, продав валюту, придется ее тут же закупать на радость банкам-посредникам. О полной ликвидации валютного рынка и централизованном распределении валюты в докладе речь пока не идет.
Полагаю, что и сам Глазьев признает, что совсем без импорта российская экономика и в частности потребительский рынок не обойдутся. Все эти новации в виде резервирования средств и им подобные приведут лишь к удорожанию импортных товаров, дополняя инфляционный эффект девальвации рубля. Удастся ли укрепить рубль в результате таких мер — большой вопрос. Не говоря о том, что девальвация сама по себе потенциально стимулирует экспорт и импортозамещение, о которых вроде бы и печется господин советник.
Грабли Черномырдина
Раздел «Стабилизация цен» даже не хочется комментировать. Замораживание цен на товары ежедневного спроса и установление предельной маржи для торговли — какая-то адская смесь советской экономики и раннего Виктора Черномырдина, начавшего свое премьерство в декабре 1992 года именно с этого. Замораживание цен в отдельных секторах при отсутствии жесткого контроля и планирования доходов и при высокой инфляции в остальных секторах экономики ни к чему кроме дефицита товаров с ограничениями по ценам привести не может. Никто не будет торговать продукцией себе в убыток.
Средств на массированные дотации в трещащем по швам российском бюджете явно нет.
Покойный Черномырдин это через пару-тройку недель понял и свое постановление отменил. Позже нечто подобное затевал премьер Виктор Зубков, но вовремя остановился. Похоже, что наступать на одни и те же грабли — особый национальный спорт в России.
Наш ответ супостату
Предложения по преодолению антироссийских санкций выглядят уже как неприкрытое хулиганство. Предлагается разрешить в случае форс-мажора не возвращать кредиты в страны, объявившие санкции против России (читай: на практике не возвращать почти весь внешний долг страны). Во-первых, это закроет российским заемщикам путь на западные рынки капитала на десятилетия. Во-вторых, скорому аресту подвергнутся многие российские активы за рубежом. Дай бог, если удастся вывести валютные резервы ЦБ и правительства. Кстати, Сергей Юрьевич предлагает перевести их в обязательства стран БРИКС и золото. Не уверен, что финансовые рынки стран БРИКС легко поглотят подобные дополнительные объемы. Что касается золота, то, превращая в него валютные резервы, мы по логике должны закупать золото за рубежом?! Или будем платить валютой своим старателям? О том, что золото — товар низколиквидный с большими колебаниями цен, уже не говорю. В-третьих, остановится импорт из западных стран. С экспортом тоже возможны серьезные проблемы. Трудно предположить, что, не получив возврат средств от российских заемщиков, американские и европейские банки будут продолжать обслуживание внешнеэкономических операций российских клиентов.
Что касается предложения о дополнительном налогообложении операций с офшорами, то я могу с ним согласиться. Не уверен, что столь же легко его воспримут «Газпром», «Роснефть», Рособоронэкспорт и другие крупные государственные экспортеры, активно использующие в своих операциях офшорные юрисдикции. Неплохая идея и о создании альтернативы системе SWIFT.
Лишь два вопроса: будут ли ею пользоваться западные банки и сколько десятилетий уйдет на ее создание и широкое внедрение?
Венцом этой системы тотального ужесточения государственного контроля над экономикой является предложение о создании Госкомитета по стратегическому управлению при президенте с частичным подчинением ему правительства. Невольно закрадывается нехитрая мысль: а не ради ли этой новации и затеяна вся реформа? Кого логично назначить для реализации революционных идей смотрящим за правительством? Правильно, автора идеи!