Во многих странах малый и средний бизнес составляет основу национальных экономик, создавая свыше 50% ВВП. В России же на его долю приходится лишь около 20% ВВП, несмотря на все меры, декларируемые в ряде официальных государственных документов, например в федеральном законе 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Несмотря на номинальный рост числа действующих компаний в России, малый бизнес по-прежнему в сложном положении. Всего за два года с 2012-го по 2014-й число действующих индивидуальных предпринимателей сократилось почти на полмиллиона, или на 15% (см. график ниже), хотя в начале 2015 года наблюдался медленный рост. Последние исследования показывают, что макроэкономическая нестабильность стала главной головной болью для малого бизнеса, впрочем, как и для промышленных предприятий. Кроме того, традиционной проблемой для бизнеса, только усугубившейся в условиях спада в экономике страны, является нехватка финансовых ресурсов. Стоит также отметить, что индекс предпринимательской уверенности достиг своего минимума со времен прошлого кризиса 2008-2009 годов, а индекс промышленного оптимизма ИЭП третий месяц кряду показал спад.
Динамика индекса деловой активности, составляемого «Опорой России», подтверждает полученные исследователями данные: в I квартале 2015 года доступность финансирования для малого и среднего бизнеса упала до критически низкого уровня. Одной из причин падения является рост ставок по кредитам, хотя это не единственный фактор. Ухудшение делового климата, ограничение доступа к капиталу на международных рынках, двусторонние санкции и в целом замедление темпов роста экономики России делает малый и средний бизнес особенно уязвимым, учитывая ограниченность его кадровых и финансовых ресурсов.
При этом в зоне высочайшего риска оказываются инновационные стартапы, поскольку высокая неопределенность, сопутствующая инновационным проектам в принципе, усугубляются неблагоприятными макроэкономическими условиями.
На ранних стадиях инновационной деятельности, к которым относятся посевная (seed), стартап (start-up) и частично стадия раннего роста (early growth), одними из самых серьезных проблем, которые испытывают компании в России и за рубежом, являются финансовые. Опросы бизнеса ставят их на второе место по распространенности из всей совокупности проблем, с которыми сталкиваются компании на ранних стадиях своего развития.
Проблема не осталась без внимания: план антикризисных мер, утвержденный правительством 27 января 2015, включает выделение до 5 млрд рублей на нужды инновационных предприятий, в основном через гранты.
Однако недостаточно лишь выделить деньги, не менее важно их правильно потратить.
Лабораторией исследования корпоративных стратегий и поведения фирм Института прикладных экономических исследований РАНХиГС были проанализированы основные источники финансирования инновационных компаний в России, находящихся на ранних стадиях развития. Было установлено, что объемы венчурного инвестирования соответствуют масштабам отечественной экономики и передовым мировым практикам. А вот грантовое финансирование в России, напротив, недостаточно эффективно, ввиду слабо проработанных требований к отчетности, а также небольших объемов — как валовых, так и непосредственно размеров грантов.
Исследование показало, что традиционное для развитых стран расширение числа источников финансирования не способно ощутимо повысить вероятность инвестирования в инновационные проекты в России в краткосрочном и среднесрочном периодах, ввиду существующих институциональных особенностей. Поэтому особое внимание следует обратить на развитие альтернативных инструментов финансирования инновационных компаний, в частности бизнес-акселераторов и краудфандинга, а также на механизм инновационных ваучеров.
Обращение к передовому мировому опыту, с учетом специфики российской ситуации, позволяет предложить следующие меры и рекомендации по поддержке малого и среднего бизнеса в России:
1) интенсификация предпринимаемых мер по совершенствованию институциональной среды и созданию благоприятного делового климата: в частности, введение налоговых каникул для малых предприятий, осуществляющих НИОКР или внедряющих новые технологии;
2) повышение эффективности работы «инновационного лифта» в России, в том числе посредством организации площадок по взаимодействию институтов развития;
3) приоритизация выделения грантов в соответствии с перспективными направлениями развития мировой науки и технологий;
4) повышение требований к привлечению потенциальных инвесторов при переходе проекта на следующую стадию с точки зрения отчетности по выделенным грантам;
5) использование в политике поддержки малого и среднего бизнеса новейших механизмов и институтов поддержки, используемых за рубежом: института наставничества и механизма инновационных ваучеров, чеков, сертификатов.
Инновационный сертификат (ваучер) представляет собой ценную бумагу с гарантированным государственным обеспечением, выдаваемую государством малым и средним предприятиям для оплаты услуг научно-исследовательских работ или консультационных услуг сторонних организаций. При этом, будучи рыночным инструментом, инновационный сертификат гарантирует целевое расходование государственных средств, поскольку с его помощью оплачивается конкретная научно-исследовательская работа или консультационная услуга.
Институт наставничества (в международной практике — «менторства», как, например, MIT Venture Mentoring Service) представляет собой управленческое и консультационное сопровождение компаний на самых сложных этапах раннего развития и включает в себя консультации по развитию компании, тренинги для основателей стартапов, помощь в знакомстве с потенциальными инвесторами. Помощь наставника способствует повышению квалификации и управленческих компетенций основателей стартапа, более быстрому и успешному развитию компании, улучшает доступ к источникам финансирования — и при этом, как правило, является бесплатным. Институт наставничества способен минимизировать влияние основных проблем, связанных с дискретностью финансирования и высокой неопределенностью среды, в которой функционируют инновационные компании.