Если бы существовал биржевой индекс, отражающий лоббистские успехи и аппетиты российских госолигархов, еще неизвестно, за счет кого бы он рос — Игоря Сечина или Владимира Якунина. 1,5 трлн рублей, которые «Роснефть» запросила из Фонда национального благосостояния и которые ошеломили даже видавших виды аналитиков, нефтяной госкомпании пока не предоставлены. Зато вопрос о 10-процентной индексации тарифов на грузоперевозки РЖД практически решен. Это притом что ЦБ называл рост тарифов железнодорожной монополии таким же инфляционным катализатором, как и налог с продаж. По оценкам Эльвиры Набиуллиной, в сумме эти нововведения (одно из которых, впрочем, не состоялось) могут увеличить темпы инфляции на 1,5 п. п.
А ведь параллельно РЖД не отказываются и от прямых вливаний из казны. На сегодняшний день возглавляемая Якуниным компания — один из крупнейших претендентов на средства того же ФНБ. На модернизацию БАМа и Транссиба из этого нацфонда предполагается направить 150 млрд рублей. Еще в 182 млрд рублей оценивается проект по развитию железнодорожного сообщения в Московском авиаузле.
И если «Роснефть» готова платить за предоставленные госресурсы — не случайно Игорь Сечин на днях подчеркнул, что речь идет о «займе», а не о «ссуде», — то руководство РЖД предлагает государству самому заплатить за использование его же денег.
Такая схема изложена в письме первого вице-президента РЖД Вадима Морозова в Минтранс. По данным ИТАР-ТАСС, железнодорожная монополия увязывает финансирование за счет ФНБ строительства новых магистралей в Московском авиаузле с «выделением в 2018 году средств федерального бюджета в объеме, позволяющем обеспечить возврат средств фонда и компенсировать проценты за их использование». Как поясняет Морозов, «результаты предварительной оценки данных проектов на условиях предоставления средств ФНБ на возвратной основе при доходности инвестирования на уровне инфляция плюс 1% свидетельствуют об отсутствии коммерческой эффективности для компании».
В случае с тарифами правительство было поставлено перед выбором: либо удовлетворить просьбу РЖД и спровоцировать новый скачок инфляции, либо допустить 6-процентное сокращение инвестпрограммы транспортной монополии, а следовательно, лишить стагнирующую промышленность новых выгодных заказов и/или увеличить число безработных. Теперь на кону судьба столичного авиахаба, отсутствие которого, помимо всего прочего, может создать значительный дискомфорт для гостей и участников ЧМ-2018.
Лоббист, не прибегающий к шантажу, — плохой лоббист.
Но справедливо и обратное: чиновник, свято верящий в апокалиптические прогнозы заинтересованных лиц, как минимум кандидат на переаттестацию. Особенно если число «просящих» стремительно растет, а суммы, которыми располагают «дающие», столь же стремительно сокращаются. Соответственно, госолигархические «чегевары», которые тоже пытаются быть реалистами и требовать невозможного, еще больше рискуют нарваться на отказ.
Это в теории. Вполне вероятно, что на практике правительство не станет дважды выдавать РЖД деньги на один и тот же проект, но, как вариант, просто разрешит железнодорожникам не возвращать средства ФНБ и/или платить по ним проценты. И экстравагантностью предложения, сделанного подчиненными Якунина, его очередной потенциальный успех объясняется лишь отчасти. Свою лепту внесли аналогичные «пожелания» других топ-менеджеров из ближнего президентского круга.
В интервью ИТАР-ТАСС, вышедшем почти одновременно с обнародованием морозовского письма, глава РЖД вспоминает мушкетерский девиз: «Один за всех, и все за одного» и следом фактически верифицирует свое авторство фразы про президента, который «один на бруствере», сказанной на нашумевшем заседании исполкома РФС. Для вдумчивого и, главное, принимающего решения читателя напрашиваются два вывода. Первое — Якунин по отношению к Путину ведет себя по-мушкетерски. Второе — ждет аналогичного отношения к себе самому. Ведь не только «все за одного», но и «один за всех».
А если так, то РЖД вправе рассчитывать на такой же режим наибольшего благоприятствования, как «Роснефть» или «Новатэк».
Возникла парадоксальная и очень непростая для Кремля ситуация. С одной стороны, санкции, особенно персональные, вынуждают ближайшее путинское окружение быть лояльнее, чем когда бы то ни было. А с другой — противоречия между различными персоналиями и группами влияния, вызванные, в том числе, описанной нами ранее борьбой «партии ресурсов» и «партии инфраструктуры», никуда не исчезли и в чем-то даже усилились. Поскольку размеры «делимого» катастрофически сужаются, а новый электоральный цикл неуклонно приближается. Собственно, дело «Башнефти» — наглядное подтверждение того, насколько все спокойно в «Датском королевстве». Но если мытарства Владимира Евтушенкова затрагивают «ближний круг» в худшем случае по касательной, то открытая схватка госолигархических «тяжеловесов», например, за средства ФНБ в условиях жесткого внешнего прессинга рискует привести к самым печальным последствиям для системы.
«Мушкетерский» вариант, предложенный главой РЖД, — своеобразное «водяное перемирие», подкрепленное компенсациями для всех его участников («мушкетеров»), — может разрешить эту коллизию. Но ненадолго. Лишь до тех пор, пока не будут окончательно «распечатаны» все нацфонды и не использованы все «подушки безопасности».
Тогда начнется совсем другая игра.
С новой масштабной приватизацией и новыми, уже настоящими, олигархами. Якунин, похоже, решил подготовиться и к ней, заговорив об амнистии капиталов, выведенных из страны за постсоветское время, «чтобы люди, уплатив определенную сумму в казну, спали спокойно и знали: больше никто к ним в дверь не постучит, не потребует вернуть все».
Идея вполне здравая. Проблема лишь в одном: крысолов, "выманивающий" деньги из-за рубежа для демонтажа госкапитализма, и мушкетеры, спиной к спине обороняющие госкапиталистический редут, – все-таки персонажи совсем разных произведений.