Компания «Роснефть» обратилась к правительству с просьбой выделить в связи с введенными против нее западными санкциями 1,5 трлн рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ), вызвав возмущение экспертного и даже где-то чиновничьего сообщества.
Возмущение, прямо скажем, несправедливое.
Во-первых, вряд ли в мире найдется крупная публичная компания, тем более настолько закредитованная, как «Роснефть», которая, будучи отключенной на неопределенный период времени от финансовых рынков, не почувствовала бы себя крайне плохо. Так что обращение к властям – точно по адресу: кто виноват в закрытии возможностей привлечения средств, тот и должен платить по счетам.
Во-вторых, критики указывают на плохое управление «Роснефтью» и необходимость поиска в первую очередь внутренних резервов. Действительно, даже на невеселом фоне себя прежней, компания выделяется не слишком высокой эффективностью, что во многом связано с непрекращающейся чередой медленно перевариваемых приобретений. Но что поделать, таков уж modus operandi «национальных чемпионов» в России (да и не только в России): «отъедай и обещай». А «национальный чемпион», изыскивающий внутренние резервы, – это уже какой-то оксюморон.
В-третьих, нынешняя степень сакральности ФНБ во многом преувеличена. Распечатанный в угоду Виктору Януковичу в декабре прошлого года, Фонд с тех пор активно растаскивается на проекты разной степени разумности и финансовой эффективности. В любом случае до половины его средств вскорости будут переведены в неликвидную форму с неясными перспективами возврата (что, видимо, не помешает аналогично Yanukovich bonds продолжать учитывать эти вложения по номиналу).
Кроме того, нынешняя бюджетная конструкция, в которую заложен приоритет увеличения Резервного фонда до достижения им отметки 7% ВВП, напрочь исключает пополнение ФНБ в сколько-нибудь мыслимой перспективе, а уровень доходности его инвестирования на западных рынках госбумаг (в среднем 1-2% годовых), напротив, неизбежно ведет к эрозии реальной стоимости остатка. Да и что греха таить: с демонтажем последних элементов пенсионной системы образца 2002 года Фонд, являвшийся по замыслу поддержкой фондирования «устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу», во многом утратил свой содержательный смысл. Другими словами, если он и прекратит в ближайшее время свое бесславное существование (что весьма вероятно), то в нашем мире практически ничего не изменится.
В-четвертых, всего-то пять с небольшим лет назад, в период глобального финансового кризиса, крупные российские корпорации получили от государства четкий сигнал: все их бизнес-ошибки и риски будут покрыты (при правильном поведении) за счет централизованных источников. Иных сигналов с тех пор не поступало.
Так что немудрено, что очередь за пока существующими, но небесконечными централизованными источниками уже выстроилась (Россельхозбанк, Газпромбанк, ВЭБ, «Мечел», далее везде). Кроме того, великолепная пятерка госбанков набрала у Банка России кредитов на сумму чуть ли не втрое больше запрашиваемой «Роснефтью». Между тем бюджетная ситуация на глазах ухудшается, дело идет к практически немыслимому еще год назад повышению налогов, отток капитала остановить не удается. В таких условиях куда грамотнее, растолкав конкурентов, занять очередь за дефицитным ресурсом пораньше и громко заявить о своих претензиях, не так ли?
Наконец, запрос «Роснефти» важен тем, что представляет собой долгожданную вынужденную констатацию крайней болезненности даже тех весьма ограниченных санкций, которые были объявлены против некоторых сегментов российской экономики. Не прошло и нескольких месяцев, как шапкозакидательские фантазии (мол, и не нужны нам эти западные деньги, проживем и с легкостью заменим их арабскими и китайскими) сменились более трезвыми подсчетами и измерением образовавшихся финансовых дыр с неутешительными выводами.
Теперь самое интересное – что ответит «Роснефти» правительство.
Прямой отказ неконструктивен (до дефолта дело, конечно, не дойдет, но для правительства и без того нет страшнее слов «срыв инвестиционной программы»). К тому же это никак не отменяет необходимости искать деньги не только на нужды «Роснефти», но и для других многочисленных просителей. Напротив, удовлетворение запроса в полном объеме хотя и не исключено, но также маловероятно, ибо создаст плохой с точки зрения правительства прецедент и подтвердит, теперь уже официально, что санкции действенны. Скорее всего, правительство по обыкновению будет пытаться найти альтернативный выход – за счет денег пресловутого «Роснефтегаза», манипуляций со средствами Банка России, на худой конец дополнительных налоговых или иных льгот (в любом случае это будет не стратегическое, а ситуационное решение, к которому придется снова возвращаться).
Что не отменяет ни скорой кончины ФНБ, ни необходимости создания мало-мальски работающего механизма рационирования государственных резервов, которые обречены на хаотичное раздербанивание под натиском организованных групп интересов. Пока скорость убыли имеющихся резервов (1,5 трлн рублей за полгода) гарантирует их полное исчезновение аккурат к 2018 году.