К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как правительство заберет наши пенсионные накопления

фото Fotobank/Getty Images
фото Fotobank/Getty Images
Из всех способов признать провал реформы чиновники выбрали наихудший

Российское правительство походя покончило с накопительной пенсионной системой. В государстве, где горизонт планирования – год-два, а общественные интересы замещены личными и групповыми, долгосрочные финансовые проекты обречены на провал. Сейчас работники младше 1967 г. р. отчисляют в накопительную систему 6% зарплаты. С 2014 года взносы всех «молчунов» должны были уменьшиться до 2%, в сентябре чиновники решили, что в накопительную систему «молчуны» не должны платить вообще.

Правительству этого уменьшения показалось мало.

И оно придумало, как направить в общий котел все накопительные взносы за 2014 год. Мотивировка: негосударственные пенсионные фонды должны пройти акционирование и оценку Центробанком. После этого им снова будет разрешено управлять пенсионными накоплениями. С 2015 года (или позже, если оценка затянется) желающие смогут снова накапливать средства в НПФ. Кроме того, государственный Пенсионный фонд не будет перечислять НПФ взносы за 2013 год.

 

Авторы этой идеи (как обычно бывает с пенсионными инициативами) работают в социальном блоке правительства, Минфин идею поддержал, Минэкономразвития вяло возражает, позиция ЦБ неизвестна. Но Владимир Путин уже фактически поддержал предложения Минфина, лишь мягко упрекнув правительство «за задержки с подготовкой нормативных документов по пенсионке».

Итак, обязательные отчисления в НПФ с заработка за 2014 год (порядка 244 млрд рублей) будут потеряны для накоплений безвозвратно. Скажете, невелика потеря? Но ничего другого, кроме «маленьких трагедий», в истории российской пенсионной реформы, увы, не было.

 

Правительство по обыкновению много спорило, прежде чем остановиться на этом непопулярном решении. И по обыкновению выбрало худший вариант.

Справедливости ради: конкурирующая идея была немногим лучше.

На время акционирования НПФ (2014-2015 годы) накопительные взносы предполагалось отдать Внешэкономбанку, а потом возместить их с доходностью на 1% выше инфляции НПФ, прошедшим проверку. Видимо, этот «бизнес-проект» мог «окупиться» за счет средств НПФ, которые не были бы допущены к дальнейшему управлению обязательными накоплениями. Пока же Внешэкономбанк вложил бы большую часть этих денег в инфраструктурные облигации – в проекты РЖД, Россетей, Росавтодора.

 

В этом случае накопительные взносы, конечно, сохранились бы в виде записи на индивидуальных счетах будущих пенсионеров. Но не более того. Госкомпании, которым в 2014 году суждено работать в условиях нулевого роста тарифов, уже заявили, что не смогут обслуживать облигации с ненулевой доходностью без правительственных субсидий. Да и вообще возвратность этих инвестиций под большим вопросом, сокрушались на недавнем сочинском форуме экономические лидеры правительства Шувалов и Дворкович.

Конечно, под вопросом. Только не говорите, что вас не предупреждали. При гигантских откатах, отсутствии конкуренции, неподконтрольности госкомпаний и допотопных технологических нормативах строительства инвестировать пенсионные деньги в такие проекты – чистое безумие.

Примерно как сыграть этими деньгами на рынке Forex. Можно, но лучше не надо.

Разумеется, НПФ нужно пройти акционирование. Но их выморочное существование в форме особого вида некоммерческих организаций – вина не НПФ (скорее, беда), а прошлых и нынешних руководителей Минздравсоцразвития и Минтруда, в чьем ведении до недавнего времени были НПФ. Конфликт интересов, при этом возникавший, никого не заботил. Но он был очевиден: ведомство, регулировавшее НПФ, никогда (это не преувеличение!) не было заинтересовано в их развитии и финансовой прозрачности. Поскольку другой рукой оно же курировало прямого конкурента НПФ – Пенсионный фонд России. Только передача контролирующих функций ФСФР, а с ее упразднением – Центробанку сделала возможной начать решение проблем, которые были очевидны еще 15 лет назад.

Эта позитивная новость оказалась омрачена простым обстоятельством: при проведении любых реформ российские чиновники никогда не думают о переходном периоде. В результате НПФ рискуют стать пациентом, которого два десятилетия лечили от одной болезни, скажем, партенофобии, а потом обнаружили, что на самом деле у него хрометофобия. Но по дороге от «неправильного» врача к «правильному» пациента, который за годы лечения разучился передвигаться самостоятельно, уронили, и он скончался.

 

Правительство беспокоит ситуация на рынке НПФ, объясняет министр финансов Антон Силуанов идею заморозить перечисление НПФ пенсионных взносов: «Никто не хочет повторения ситуации с обманутыми дольщиками. Для того чтобы граждане имели надежные инструменты, были уверены в стабильности НПФ и других финансовых институтов, действующих на рынке, в правительстве принято решение о серьезной расчистке этого поля от недобросовестных участников рынка».

Лукавая позиция.

Во-первых, за НПФ теперь отвечает Центробанк. Он просил правительство о приостановке приема обязательных взносов? Мне сведений об этом найти не удалось. Во-вторых, тревожась за конкретные НПФ, ЦБ может вмешаться в их работу. Зачем ради системы гарантирования пенсионных накоплений (вклады в НПФ, прошедших отбор, будут гарантироваться примерно как банковские) ломать весь рынок, пусть и «кривой»?

Да, кроме акционирования НПФ обязательно надо пройти детальнейший финансовый аудит. В изменении нуждается и вся нормативная база, разрешающая создание «карманных» НПФ (руководство крупного предприятия загоняет работников в фонд, в основном инвестирующий в ценные бумаги самого же предприятия), но, мягко говоря, не поощряющая прибыльные инвестиции в недвижимость. Но почему проходящие не по своей вине эту запоздалую экзекуцию НПФ нужно лишать взносов 2013-2015 годов? Если все НПФ, подозревают регуляторы, настолько плохи, то, может, лучше сразу отобрать у них все, а не только еще не поступившие, обязательные накопления? А может, сразу отобрать и добровольные – зачем доверять деньги не прошедшим центробанковского аудита финансовым агентам?

 

Для финансовых новаций такого масштаба Минфин, видимо, пока не созрел.

А вот возможность попользоваться (отвергнутый вариант – временно и за деньги; принятый – навсегда и бесплатно) накопительными взносами выглядела на фоне бюджетных проблем весьма соблазнительно. И теперь финансовый и социальный блоки правительства спорят, как лучше распорядиться реквизованными 240 млрд рублей, – направить на дополнительные соцрасходы или пополнить антикризисный резерв.

Ради расчистки системы от «плохих» НПФ правительственные чиновники, наконец-то за НПФ не отвечающие, готовы вволю поиздеваться над 20,3 млн работников (данные на июнь 2013), которые несмотря на госпропаганду распределительной пенсии перевели деньги в НПФ. И заодно над теми 4 млн работников, которые решили отдать деньги НПФ в первой половине 2013 года. Особенно трогательной эта забота выглядит на фоне мощнейшей концентрации вкладчиков в крупнейших фондах. 53% будущих пенсионеров сосредоточили накопления в 7 НПФ, почти 75% – в 12 НПФ, почти 90% – в 24 НПФ.

Я не верю, что проверка двух десятков НПФ (а всего сколько-нибудь существенным размером обязательных накоплений могут похвастаться не более 60 фондов) – серьезная проблема для ЦБ. Тем более что среди них немного «случайных». А на первых позициях вообще фонды «Лукойла», РЖД, «Росгосстраха», Сбербанка, «Норникеля», «Северстали», крупных энергокомпаний, ВТБ и т.д. Вы представляете, чтобы эти учредители позволили своим НПФ сбежать с деньгами своих работников? Я – с трудом.

 

Так что правы те, кто говорит об украденных накоплениях. Только с одной оговоркой: накопительные пенсионные деньги были бы «уворованы» в любом случае – не столь важно, посредством прямой/скрытой национализации или инвестиций в проекты РЖД и «Росавтодора». Пенсионная система – долгий и сложный проект, результат общественного договора. В государстве, где правила игры меняются ежегодно, такие проекты реализовать невозможно. Так что и расстраиваться нечего. К любым пенсионным взносам надо относиться как к безвозвратным налогам, а на пенсию копить самостоятельно.

К национализации пенсионных накоплений правительство прибегает в неважной, но совсем не катастрофической бюджетной ситуации. У бюджета хватает денег на повышение зарплат чиновникам, ускоренный рост оборонных расходов, выполнение президентских инаугурационных указов и сомнительные инфраструктурные проекты (БАМ, Транссиб, ЦКАД, скоростная дорога до Казани). Так что пенсионные накопления попали «под раздачу» просто потому, что никто за них не вступился, а само правительство не отличает долгосрочных общественно-государственных соглашений от краткосрочных административных решений.

Любопытно, что государство на корню убивает доверие будущих пенсионеров к финансовой системе, якобы заботясь об их безопасности, о защите от недобросовестных НПФ. Что кроме величины мешает поступить так и с банками? На вчерашнем форуме ВТБ глава банка Андрей Костин заявил, что в системе гарантирования вкладов слишком много банков, а вкладчики должны (как это было недавно на Кипре) нести солидарную с банком ответственность за свои депозиты. Может, ЦБ стоит предупредить вкладчиков о солидарной ответственности заблаговременно? Только при этом надо не забыть сказать, распространится ли такой подход на госбанки, ведь финансовая отчетность того же ВТБ вызывает у специалистов вопросы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+